Как это видно из названия, предприятие «Экотекс» специализируется на выпуске экологичной продукции из текстиля. Однако при запуске завода 7 месяцев назад документов, гарантирующих экологичность производства, предоставлено не было. И потому нет ничего удивительного, что жители улицы Энергетиков в областном центре сразу же на себе ощутили этот экологический парадокс.
- С тех пор как открылся этот завод, постоянно, независимо от времени суток, из его трубы выходит круглое облако дыма, оно поднимается, рассеивается и повсюду распространяется едкий запах жжёного пластика, – рассказывает Галина Лукинова. – Людям становится плохо. Листья фруктовых деревьев вянут. Аллергический насморк у меня два месяца не проходит.
- Мы всю жизнь проработали и прожили в этом районе, – продолжает рассказ Валентина Попова, – здесь трикотажный комбинат работал, включая красильные цеха, и никогда такого не было. Каждую ночь сюда приезжает множество фур, и сигналят так, что жители всех окрестных домов просыпаются.
- Мне непонятно как промышленное производство с вредными веществами могло очутиться рядом с тремя детскими садами, двумя школами и детской поликлиникой, – возмущается Игорь Евтеев.
- Необходимо посмотреть, какие у них в производстве применяются химикаты. И если там есть динил, тогда всё понятно, этот запах от него, – высказывает предположение Виктор Хохлов. – Знаю это, поскольку 19 лет отработал на Химволокне. Динил там применялся в качестве разогревателя при производстве капрона, при этом работа велась в респираторах.
- Запах невыносимый – мы просто не можем дышать, – а это уже все хором. – На наших глазах травят наших детей.
Для того чтобы разобраться в ситуации на месте, на встречу с жителями улицы Энергетиков приехал сначала заместитель губернатора Алексей Смирнов, а затем – уже в разгар общения – сам глава региона Роман Старовойт.
– Мы за то, чтобы у нас в городе развивались предприятия, поскольку это и рабочие места, и отчисления в бюджет. Но при строгом соблюдении экологических правил – ни в коем случае это не должно происходить за счёт здоровья людей, – так глава региона определил позицию областной администрации.
Алексей Смирнов информировал жителей района о том, что на совещании в администрации предприятию «Экотекс» было предписано закупить и установить оборудование, способное нейтрализовать выбросы. Кроме того, разработать природоохранную документацию с указанием допустимых норм, чтобы производство ни на кого не оказывало вредного воздействия. Только после осуществления этих мероприятий и проверки их на практике, предприятие может работать.
Руководство «Экотекса» всё это приняло, заказало фильтры, вот только… Чтобы их привести, установить, испытать – на всё это требуется несколько месяцев, а заказы по контрактам не ждут – в результате всё это чревато для предприятия большими убытками. И потому генеральный директор «Экотекса» Тахир Мурзин оказался в крайне непростой ситуации. По сути, он поставлен перед выбором: по-хорошему или по-плохому. Или предприятие по доброй воле приостанавливает производство до выполнения предписаний, в противном случае со стороны Росприроднадзора и Департамента экологии в суд подаётся иск на закрытие предприятия в принудительном порядке. А на вопрос о том, как запускалось предприятие без необходимой документации, ответит прокуратура.