Найти в Дзене
Умному недостаточно

Документальное кино Артавазда Пелешяна

Затрудняюсь сказать точно, сколько фильмов снял Артавазд Пелешян. В википедии названы двенадцать его режиссерских работ. Шесть фильмов сняты в шестидесятые годы: «Горный патруль», «Белый конь», «Земля людей», «Начало», «Мечта», «Мы». Два - в семидесятые: «Обитатели» и «Времена года». Два в восьмидесятые: «Наш век» и «Бог в России». Два в девяностые: «Конец» и «Жизнь. Однако в других источниках не указаны «Белый конь» и «Мечта». Мне посчастливилось найти и посмотреть восемь фильмов. Все из их тех, что я уже назвал, кроме фильмов «Горный патруль» и «Белый конь», «Мечта» и «Бог в России». Пелешян – художник гениальный. Но сказать так, значит, вызвать недоверие у людей, которые впервые слышат имя Пелешяна. Эпитет гениальность воспринимается с иронией. Чаще всего это маркер приподнятого настроения и эмоционального расположения к художнику. Либо это вызов публике, который вызывает дружную усмешку. Ибо все мы знаем, что «только время определяет меру таланта художника». О Пелешяне пишут, что
Кинорежиссёр Артавазд Пелешян
Кинорежиссёр Артавазд Пелешян

Затрудняюсь сказать точно, сколько фильмов снял Артавазд Пелешян.

В википедии названы двенадцать его режиссерских работ. Шесть фильмов сняты в шестидесятые годы: «Горный патруль», «Белый конь», «Земля людей», «Начало», «Мечта», «Мы».

Два - в семидесятые: «Обитатели» и «Времена года».

Два в восьмидесятые: «Наш век» и «Бог в России».

Два в девяностые: «Конец» и «Жизнь.

Однако в других источниках не указаны «Белый конь» и «Мечта».

Мне посчастливилось найти и посмотреть восемь фильмов. Все из их тех, что я уже назвал, кроме фильмов «Горный патруль» и «Белый конь», «Мечта» и «Бог в России».

Пелешян – художник гениальный. Но сказать так, значит, вызвать недоверие у людей, которые впервые слышат имя Пелешяна. Эпитет гениальность воспринимается с иронией. Чаще всего это маркер приподнятого настроения и эмоционального расположения к художнику. Либо это вызов публике, который вызывает дружную усмешку. Ибо все мы знаем, что «только время определяет меру таланта художника».

О Пелешяне пишут, что он – «единственный, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение», что «его фильмы идут вразрез с привычным пониманием документального кино».

Именно так.

-2
Из фильма "Времена года"
Из фильма "Времена года"

Артавазд Пелешян, кажется, сделал немыслимое. Он нашел свой путь в документальном кино, который по силе своего воздействия на зрителя мог бы стать столбовой дорогой кинематографа, но навсегда останется зачарованной, таинственной тропой. Путь по ней не заказан, но мало кто осмеливается ступить на него. Он требует самоотдачи и напряженный интеллектуальной и духовной работы. Это путь столь же универсален, сколь и уникален. Он ни от кого не скрыт, но люди проходят мимо него, потому что он не обещает славу и признание, но – постижение и преображение.

Во второй половине киновека встать наравне с Эйзенштейном и Вертовым, вступить с ними в диалог на равных и открыть безграничные возможности «дистанционного монтажа» - под силу только величайшему мастеру.

"Обитатели", реж. Артавазд Пелешян
"Обитатели", реж. Артавазд Пелешян

Что такое "дистанционный монтаж"?

Главной его чертой является оппозиция советским монтажным теориям 1920-х годов: основным при сборке фильма нужно считать не склеивание или столкновение опорных кадров вместе, а их расклеивание или создание дистанции. Вот этот эффект анализировал и создавал в своих работах Пелешян.

Сергей Параджанов говорил об Артавазде Пелешяне, как о подлинном киногении.

Всемирно известный документалист Годфри Реджио всю жизнь учится у Пелешяна: «Если я произвожу искры, то он (Пелешян) – молнии».

Жан-Люк Годар сказал, что фильмы Пелешяна произвели на него огромное впечатление.

Теоретические работы Пелешяна переведены на многие языки, его книгу «Мое кино» желательно прочитать каждому кинематографисту.

«Только кино имеет возможность по-настоящему противостоять времени, благодаря монтажу». В этом - Артавазд Пелешян.

"Жизнь"
"Жизнь"