Когда именно появился в поездах чай увы точной даты нам найти не удалось. Но мой друг и старший товарищ, писатель, историк исследовавший на протяжении многих своих лет жизни судьбу отечественных железных дорог Алексей Борисович Вульфов нашёл один любопытнейший дореволюционный документ - «О запрете торговли чаем проводникам пассажирских вагонов». Ясно одно: коли запрещали проводникам торговать чаем, значит, чай у них был. Непонятно только — зачем. Ведь титаны с кипятком отсутствовали в вагонах вплоть до появления цельно-металлических вагонов (то есть до 1946 года). Стоит отметить, что на рубеже XIX-XX века, когда ещё только зарождались отечественные железные дороги, чай был удовольствием не из дешевых, простые смертные редко себе его могли позволить.
"Дворянство могло позволить себе высшие сорта китайского чая, дорогие и редкие, либо завезённый из Европы ароматизированный чай. Купечество предпочитало не столь дорогие, но дающие тёмный настой чаи, которые пили в большом количестве, заваривая слабее, чем в дворянской среде. Простой народ пил наиболее дешёвый и низкосортный чай, часто после первого использования заваривал его повторно. Напиток из перезаваренного чая получил название «фельдфебельский чай». К концу XIX века в России впервые появился фальсифицированный чай, который употреблялся, в основном беднейшими слоями населения, а также попадал в различные заведения общественного питания низкого уровня, вроде станционных буфетов".
Данные из Википедии
Почему в поезде чай подают именно в стакане с подстаканником, а не в чашке?
"Подстаканники появились лишь в вагонах Международного общества и в вагонах-ресторанах. На них помещались символика МПС и различные витые узоры из серебряной проволоки или из бронзы (в производстве этих подстаканников участвовали знаменитые костромские ювелиры из села Красное-на-Волге). Но до революции всё это было штучным, малотиражным, для избранной публики. Любопытно, что железная дорога до сих пор не отказывается от традиции чаепития в вагоне; чай подают именно в стакане с подстаканником, а не в чашке. Без вагонного стакана и подстаканника железная дорога — словно стихи без рифм…"
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"
А теперь давайте собственно разберемся почему на железной дороге всегда чай принято подавать в подстаканнике, а не в чашке.
Во-первых это очень практично, подстаканник позволяет наслаждаться горячим чаем, не обжигая при этом руки, как если бы мы его пили из обычной чашки.
Во-вторых чай в подстаканнике выглядит довольно таки эстетично, я бы сказал одухотворенно, вызывая у пассажиров определенные положительные эмоции связанные с духом странствий. Традиция чаепития в поезде стала настолько крепкой и твердо устоявшейся в человеческой памяти, что когда мы видим где-то чай в подстаканнике, то уже мысленно представляем себе картину поездки на поезде, поскольку именно там раньше и видели нечто подобное. Сегодня на просторах сети можно найти в специализированных интернет-магазинах самые разнообразные подстаканники: с государственной символикой, логотипом РЖД или ФПК, старинными вокзалами, паровозом, с глухарём, тройкой лошадей, мотивами охоты и рыбалки и т.д., зачастую в красивой подарочной упаковке.
Ну и в-третьих, если от тряски на ходу в вагоне или же сами вы случайно уроните стакан и он упадёт на пол, скорее всего разобьётся, то подстаканник к нему останется цел. Стоимость простого стеклянного стакана обычно дешевле чем чашка.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК