В «Курьере» несколько замечательных сцен.
Например, когда мать Ивана (Инна Чурикова) с сыном Иваном (Федором Дунаевским) поют под гитару про «землю в иллюминаторе». Иван начинает, мама подхватывает, меняет мелодию и вместо популярного шлягера получается надрывная песня о женской доле. Чурикова поет смешно. В следующей сцене Шахназаров превращает комедию в драму. Ночью Иван просыпается от материнского плача. Мама сидит в своей комнате, укутавшись в одеяло, оплакивает несбывшиеся мечты.
Прекрасна сцена застолья на дне рождения Катерины (Анастасия Немоляева). Ее мрачная истерика, мрачное достоинство Ивана, который теряет любимую.
Скупой на эмоции и подтексты финал. Танцплощадка, танцоры, разыгрывающие групповой и индивидуальный брейкданс. Иван дарит пальто Базину, потом замечает вернувшегося на Родину воина-интернационалиста. Тот останавливается и смотрит на танцплощадку глухим, почти непроницаемым взглядом. Не осуждая, не принимая. Тут нет осуждения, впрочем, каждый увидит, что захочет. Я разглядел влажную , тщательно скрываемую печаль. Потом долгий средний план Ивана, которого, быть может, ждет афганская дорога.
Карен Шахназаров балансирует между комедией и драмой, но это не важно. Нет трудностей баланса. Фильм прямой и умный. Это личный фильм, режиссёр размышлял о своём пути. Это только предположение, почему бы нет? Кино красивое, точное, напоминает изящную шахматную партию. Ее разыграли не гроссмейстеры, но толковые люди, любящие шахматы больше своих способностей. И в этом благородство.
А чем определяется точность? Мне кажется, что точность высказывания зависит не столько от его содержания, сколько от уместной интонации автора. Интонации сцен «Курьера» безупречны. В отношении фильма нужно говорить о балансе интонаций, о том, что глубокомысленно называется «атмосферой». Мне этот термин в отношении синтетических искусств не нравится. Лучше – дух. Кино серьёзное, сдержанное, ироничное и честное.
Таков Иван.
Видимо, и сам Шахназаров.
И вот – следствие. Это кино не о времени. Оно не устарело ни на йоту. Время и связанный с ним быт - только средства, а цель – это хороший человек, попавший в случайные обстоятельства времени.