Найти тему
Роман Апрелев

“Маленькие трагедии”: весь цвет советского кино

Пушкин очень тяжело переносится на экран. Сложно вспомнить фильм, который бы полюбился зрителю так же, как исходное произведение ценят читатели. Брались и за “Капитанскую дочку”, и за “Евгения Онегина” (причем не только в нашей стране). Да за что только не брались, он же “наше все”. Но часто с каким-то излишним пиететом. Классик же! Солнце ж русской поэзии! Тогда как Пушкин был, хоть и глубоким, но достаточно легким автором, весельчаком и балагуром.

Кадр из "Маленьких трагедий"
Кадр из "Маленьких трагедий"

Пожалуй, этот озорной заряд, не частый в русской литературе ее золотого века, удалось сохранить лишь в позднесоветском “Дубровском” да в уже российской “Барышне-крестьянке”.

Вот, к примеру, “Маленькие трагедии” выдающегося режиссера Михаила Швейцера. В трех сериях он собрал воедино несколько произведений Александра Сергеевича, причем не только относящиеся к одноименному циклу. Достаточно сложный прием. Такой кроссовер по мотивам творчества А.С. Как “Человеческая комедия” Бальзака, в которой персонажи могут переходить из одной повести в другую.

Кадр из "Маленьких трагедий"
Кадр из "Маленьких трагедий"

Швейцер собрал чуть ли не весь цвет советского кино. По-настоящему (а не только по званию) народных артистов там столько, что устанешь перечислять. А ведь еще и композитор Шнитке! Всё ради Пушкина и 150-летия болдинской осени.

Что-то стало основным сюжетом, а остальное пошло вставными новеллами - будто их рассказывал импровизатор из “Египетских ночей”. И вот в этом как раз самое слабое место. Разнородные сюжеты плохо стыковались. Хорошая задумка с совмещением в одном фильме нескольких трагедий привела к тому, что “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Скупой рыцарь” и “Пир во время чумы” стали номерами капустника. Не удалось добиться общего знаменателя в актерской игре. Например, Владимир Высоцкий излишне театрален в роли Дона Гуана. Хотя очень хороши Юрский и Тараторкин.

Кадр из "Маленьких трагедий"
Кадр из "Маленьких трагедий"

Большой удачей было привлечение для небольшой роли Мефистофеля в прологе совершенно неизвестного на тот момент Николая Кочегарова, имеющего большое портретное сходство с самим Пушкиным. Представляете, Пушкин-Мефистофель? Даже серьезный Швейцер захотел пошутить.

Кадр из "Маленьких трагедий"
Кадр из "Маленьких трагедий"

А вы какую пушкинскую экранизацию любите больше всего?