Найти тему
машина

Фургон с рестайлингом: эстонский ТА-3760-01

Такого слова, как «рестайлинг», в Советском Союзе, конечно, никто не знал. Однако само действие, обозначаемое ныне этим термином, на советских заводах довольно регулярно претворяли в жизнь. Можно вспомнить три генерации «Волги» ГАЗ-21, три разных облицовки радиатора на грузовиках ГАЗ-53 или изменения дизайна ЗИЛ-130. И даже совсем небольшие по меркам автопрома предприятия тоже порой прибегали к рестайлингу! Об одном из подобных примеров сегодня и расскажем.

Текст: Николай Марков, Тарво Пуусепп

Продуктовый фургон ТА-3760-01 (заводское фото)
Продуктовый фургон ТА-3760-01 (заводское фото)

Вот в ЭТОЙ СТАТЬЕ недавно мы рассказали про то, как на Тартуском опытном заводе ремонта автомобилей (ТОЗРА) начали выпускать фургоны семейства ТА-3760 на шасси ГАЗ-53А с полностью оригинальными кузовами полукапотной компоновки. По сравнению с базовым «газоном» они получили собственные, намного более просторные кабины. Если в ГАЗ-53А кабина была тесновата даже для двоих, то в тартуском фургоне вольготно могли разместиться трое. Да и обзорность благодаря укороченному капоту, большей площади остекления и более высокой посадке была получше. Но имелись и недостатки: неудобный процесс посадки, неважный доступ к двигателю для обслуживания, плохая вентиляция кабины.

Хлебный фургон ТА-3761-01 (заводское фото)
Хлебный фургон ТА-3761-01 (заводское фото)
-3

Чтобы решить эти проблемы, главный конструктор ТОЗРА Элдур Майдла в середине 1980-х обратился на комбинат «Арс» с предложением о работе над усовершенствованием семейства ТА-3760. Результатом сотрудничества стали построенные в 1986 году опытные образцы фургонов ТА-3760-01, ТА-3761-01 и ТА-3763-01, базировавшиеся на шасси ГАЗ-53-12.

Контейнеровоз с задним грузоподъемным бортом ТА-3763-01 (заводское фото)
Контейнеровоз с задним грузоподъемным бортом ТА-3763-01 (заводское фото)
-5

Их дизайн разработали молодые инженеры «Арса» Эрик Олле и Эро Юргенсон. Модернизированные машины получили новое оформление кабины с измененной светотехникой. Благодаря иной конструкции подножек и более высоким дверям процесс посадки и высадки из кабины стал значительно удобнее. Со следующего года обновленные фургоны полностью вытеснили из производственной программы ТОЗРА дорестайлинговые машины.

Заброшенный фургон-молоковоз ТА-37601-01 1989 года постройки (фото И.Аллика)
Заброшенный фургон-молоковоз ТА-37601-01 1989 года постройки (фото И.Аллика)

После 1990 года часть тартуских «полукапотников» стала выпускаться на основе новых шасси ГАЗ-3307. Внешне эти автомобили не получали никаких отличий, однако обозначались другими индексами: ТА-44 (контейнеровоз), ТА-46 (продуктовый), ТА-47 (хлебовоз), ТА-49 (молоковоз).

Пример фургона ТА-46 1992 года постройки, который выглядел точно так же, как ТА-3760-01, но имел в основе шасси ГАЗ-3307 вместо ГАЗ-53-12 (фото Тарво Пуусеппа)
Пример фургона ТА-46 1992 года постройки, который выглядел точно так же, как ТА-3760-01, но имел в основе шасси ГАЗ-3307 вместо ГАЗ-53-12 (фото Тарво Пуусеппа)

Производство полукапотных фургонов завершилось почти сразу после распада СССР, в 1992 году. Вместо них тартуское предприятие продолжило строить более технологичные и более дешевые кузова-фургоны в виде отдельных будок для монтажа на стандартные грузовые шасси.

Хлебный фургон ТА-43 с отдельной будкой на стандартном шасси с кабиной ГАЗ-3307 (заводское фото)
Хлебный фургон ТА-43 с отдельной будкой на стандартном шасси с кабиной ГАЗ-3307 (заводское фото)

Фургоны серии ТА-3760-01 получили менее широкое распространение по территории Советского Союза, нежели дорестайлинговые ТА-3760. Тем не менее, они довольно регулярно встречались не только в Прибалтике, но и в Белорусской и Украинской ССР, а также в северо-западных районах РСФСР – например, в Ленинграде. Срок службы этих машин обычно составлял порядка 10 лет. Таким образом, к концу 1990-х годов они уже начали повсеместно списываться.

Еще достаточно «живой» ТА-3760-01 из Гомеля в конце 1990-х годов, фото Д.Гладкого
Еще достаточно «живой» ТА-3760-01 из Гомеля в конце 1990-х годов, фото Д.Гладкого
А вот уже отставленный от эксплуатации и снятый с учета экземпляр ТА-3760-01 в Адлере, фото М.Шелепенкова, лето 2000 г.
А вот уже отставленный от эксплуатации и снятый с учета экземпляр ТА-3760-01 в Адлере, фото М.Шелепенкова, лето 2000 г.

Отдельные экземпляры, конечно, служили и дольше. Например, в Санкт-Петербурге один контейнеровоз ТА-3763-01 поддерживали на ходу вплоть до второй половины нулевых. Последний раз довелось встретить его в октябре 2010 года, но уже в призрачном состоянии, со спущенными колесами и снятыми номерами.

Питерский ТА-3763-01 на «закате карьеры», октябрь 2010  г., фото Н.Маркова
Питерский ТА-3763-01 на «закате карьеры», октябрь 2010 г., фото Н.Маркова

Ну а сегодня, наверное, единственное место в мире, где можно одновременно увидеть сразу несколько тартуских фургонов разных поколений, это «Приют техники» в эстонской деревушке Ярва-Яани: крупный и очень интересный музейный комплекс, в собрании которого находятся сотни образцов советской и импортной ретро-техники. Очень рекомендуем к посещению!

Тартуские фургоны разных поколений на площадке в Ярва-Яани. На переднем плане – контейнеровоз ТА-3763-01 1990 года выпуска (фото Н.Маркова, ноябрь 2008 г.)
Тартуские фургоны разных поколений на площадке в Ярва-Яани. На переднем плане – контейнеровоз ТА-3763-01 1990 года выпуска (фото Н.Маркова, ноябрь 2008 г.)