Глаза художника всегда в работе. Как я уже писала, связавшись с рисованием, нельзя просто так взять и перестать разбирать закат по цветам. И это правильно, потому что использование фото-референсов хоть и удобная вещь, но не исчерпывающая возможности зрения человека.
Обратимся снова к цветовому кругу Иттена (ссылки на сопутствующие материалы внизу статьи). Мы уже обсуждали, как цвета, расположенные напротив друг друга в этом круге, взаимно подчёркивают друг друга, если их положить рядом. Это используется и в дизайне, и в индустрии моды. Художники же знают, что если дополнительные цвета смешивать, то можно глушить яркость и углублять цвета, а где-то в центральном спектре смеси будут возникать серые и коричневые цвета, некоторые из которых выглядят очень благородно.
Но есть ещё одно понятие, связанное с цветовым кругом.
Симультанный контраст – это явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо яркого цвета одновременно требует появления рядом дополнительного, и если его нет, то он сам его тут же создает. Иначе его еще называют одновременный зрительный контраст.
Попробуйте провести эксперимент, пока вы стоите и ждёте зелёного сигнала светофора. Смотрите на красный сигнал, не отрываясь. Если делать это достаточно долго, то вокруг яркого красного пятна возникнет зелёный ореол. Это и есть симультанный контраст, реакция глаза на яркий раздражитель. Кроме того, если вы закроете глаза, то увидите пятно противоположного цвета, в данном случае зелёного. (Аккуратно переходите дорогу теперь: перейдёте, потом глаза закрывайте!)
Если приучить своё зрение замечать эти ореолы, то вам никогда не придётся скучать.
А вот пример из изобразительного искусства – работа Дмитрия Дмитриевича Жилинского "Альтист". Сюжет вечерний, и свет лампы имеет тёплый оттенок. Поэтому тень на стене за головой музыканта написана дополнительным к оранжевому синим, а красно-коричневый свитер подчёркивается зеленоватым вечерним светом улицы города. Так главный герой выходит на передний план.
Более того, если мы рассмотрим деталь картины, на которой изображены первые весенние цветы, то увидим, как жёлтые головки буквально обведены фиолетовым для большей выразительности. Безусловно, если для живописи пользоваться только фотографиями, то эти эффекты познать невозможно.
Ну а почему горы у Рериха на этой картине фиолетовые, вы теперь легко поймёте.
Изучайте мир! Рисуйте с натуры!
Всегда ваша К. С.
Ноты художника, или Как красиво подобрать цвета
Как использовать цветовой круг
Примеры гармонии в цветовом круге
Ставьте лайк, чтобы статью увидели и другие читатели!
И чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на канал и мои соцсети: инстаграм, facebook, ВК.