Найти тему
Krypton.Video

Движение камеры: правильное и неправильное

Оглавление

Это эффективный инструмент, который не всегда используют по назначению. Неуместное движение может испортить кадр и нарушить драматургию. В этой статье мы расскажем, когда следует и когда не следует применять динамическую камеру.

Начнем с выводов. Существует только два случая, когда движение камеры оправдано:

  • необходимо обратить внимание зрителя на действия персонажа или определенную деталь;
  • камера движется синхронно с персонажем, чтобы зритель мог полнее ощутить драйв от происходящего в кадре.

Существует частный случай первого условия: использование дрона или крана, если необходимо продемонстрировать масштаб пейзажа/интерьера. Во всех остальных ситуациях статичная камера гораздо эффективнее, особенно в рекламе. Это понимают западные рекламщики, поэтому визуально отечественный видеоконтент (особенно для YouTube) сильно отличается (и не в лучшую сторону) от импортного.

Почему российские креативщики редко используют штатив?

Существует три фундаментальные причины, почему российские операторы предпочитают снимать YouTube-рекламу дрожащей камерой.

Первая — тренд, который сформировали продюсеры зарубежных музыкальных клипов. Зачастую такие видео снимают исключительно ради яркой картинки, без претензии на совершенство, поэтому операторы отказываются от использования тележек и рельс.

Вторая причина — развитие технологий. Сейчас видеомейкеры могут воспользоваться удобными стедикамами.

Третья причина, главная, — отсутствие качественного сценария. У режиссёров не всегда получается раскрыть характер персонажа или передать красоту явления. Чтобы зритель не заскучал от скучного кадра, видеомейкеры заставляют зрителей напрягаться, всматриваясь в дрожащую картинку.

Хуже всего, если движение камеры не синхронизировано с динамикой объекта в кадре. В таком случае просмотр трудный вдвойне. Приходится мысленно разделять два типа движения. Вот почему, в частности, красоту танца или эстетику рукоделия рекомендуется снимать со штатива.

Как правильно использовать движение камеры?

Существует простой чек-лист, который позволяет определить нужность динамической камеры.

  • Можно ли поставить камеру на штатив, чтобы логика повествования не изменилась?
  • Какой вывод последует за прекращением движения?

Если с первым пунктом всё очевидно, то второй нуждается в пояснении. В данном случае уместно привести аналогию с цирковым представлением. Когда фокусник показывает пустую шляпу, зрители надеются на неожиданную развязку. Например, из шляпы выпрыгнет кролик. Если же после демонстрации головного убора ничего не произойдет, публика почувствует разочарование.

Так же и с динамической камерой: наезд и панорамирование подготавливают зрителя к эффектному кадру. Если этого не происходит, единственной реакцией зрителя будет раздражение.

Образцом использования динамической камеры являются фильмы Дэвида Финчера. Камера движется почти постоянно, и всякий раз это означает, что происходит что-то важное. То есть режиссер помогает зрителю сфокусироваться на ключевом элементе сцены, что в свою очередь помогает раскрыть сюжет.

В качестве примера того, как движение камеры помогает рассказать историю и сделать выводы, приведем финальную сцену из культового фильма The Usual Suspects. В двух ключевых кадрах камера движется постоянно. В первом — следящая камера показывает ноги Болтуна Кинта. Во втором — камера наезжает на фоторобот предполагаемого Кайзера Созе. Даже не зная сюжета, очевидно, что нас подводят к чему-то чрезвычайно важному. И затем, действительно, происходит один из самых впечатляющих сюжетных твистов в истории кинематографа.

-2

Хотите обсудить проект?

Свяжитесь с нами