Доброго времени суток мои дорогие друзья и подписчики. Буквально недавно на днях я забрал на почте посылку с книгой которую очень ждал. Это книга "Локомотивщики", продолжающая серию изданий, посвященных многолетней славной истории Южно-Уральской магистрали. Книга была издана ещё в 2007 в Екатеринбурге издательством "СВ-96" к 170-летию российских железных дорог.
Точкой отсчета начала истории российских железных дорог принято считать 1837 год, когда была запущена первая в России железная дорога С.Петербург - Царское Село. Сегодня отечественным железным дорогам не трудно посчитать исполнилось вот уже 182 года.
Я очень люблю подобного рода книжные издания. Тем более подобного рода литературы на ж.д. тематику у нас издаётся очень мало, а некоторые вещи выпускаются ограниченным тиражом к какому-нибудь юбилею и распространяются затем среди ограниченного круга лиц. В Германии к примеру рынок издательской литературы посвященной истории железных дорог и локомотивам очень насыщен, десятки издательств выпускающие как книги так и периодическую печать - журналы.
Итак, заварим стаканчик хорошего черного чая, непременно в ж.д. подстаканнике, и откроем уже эту книгу, начнём листать её страницы.
Локомотивное, бывшее паровозное, хозяйство дороги занимает особое, ключевое место в общей истории Южно-Уральской железной дороги.
"Железные дороги - символ единства России"
"Железные дороги, без преувеличения, являются символом единства России. И все, кто посвятил свою жизнь работе здесь, заслуживают самого большого уважения. От труда машинистов и диспетчеров, работников депо и проводников, связистов и управленцев напрямую зависит обеспечение транспортных потребностей российской экономики. И, конечно, комфорт и настроение пассажиров".
Владимир ПУТИН, Президент Российской Федерации
В самом начале книги обращение Президента РФ с напутственными словами. Здесь, на фото в издании 2007 года, он ещё достаточно молодой.
Прочитав слова напутствия президента, листаем книгу дальше.
Предисловие начинается с истории развития отечественных железных дорог и в частности строительства железной дороги Южного Урала как части Великого Сибирского пути.
"Эй, дубинушка, ухнем! Эй, зеленая, сама пойдет! Пойдет, пойдет, пойдет…"
Какие бы железнодорожные короли или магнаты не стояли во главе любого начинания в России, а строил то все железные дороги простой русский народ, своим трудом и руками, силой духа, потом и кровью, потерей здоровья и лютой смертью. Как жаль, что до сих пор в России нигде нет памятника русской артели, запевавшей дружно хором "дубинушку" посреди непролазных лесов и болот, прокладывая так нужные нашей необъятной стране железные дороги.
Далее мы найдем в этой части книги краткую историю паровозов российских железных дорог с 1893-1952 годы, начиная от легендарных дореволюционных "Овечек" (паровоз серии Ов) и заканчивая послевоенными Л, ЛВ и П36.
От паровозов прошлых лет перейдём к локомотивам дизельным и электрическим, сменившим здесь паровозы в советскую эпоху.
ВЛ85 — самый мощный в мире серийный грузовой электровоз переменного тока постройки Новочеркасского завода, знаменитый тяжеловоз Сибири, машина способная стащить с места хоть 20-этажный дом! А вот электровоза 2ТЭ10У я не встречал, это тепловоз, в книге допущена неточность или опечатка. Маневровый тепловоз ЧМЭ3 - иномарка тех лет, постройки завода ЧКД-Прага.
Закончив с предисловием, перейдём к основной части книги, поделённой на 3 раздела.
Раздел 1
Локомотив: движение из века в век
Этот раздел книги посвящен истории зарождения и развития локомотивного хозяйства Южно-Уральской дороги.
Он даёт полное представление об истории становления локомотивного хозяйства ЮУЖД и о людях-личностях, сумевших на своих плечах вынести всю тяжесть поставленных сложных народнохозяйственных задач.
Периодически в книге встречаются вот такие развороты с красотами Южно-Уральской дороги.
"Судьба моя, куда б ты ни бросала меня по рельсам - близко или вдаль, всегда душа моя средь горного Урала, среди людей его - характером, как сталь!"
Юрий ЖУК
Раздел 2
Локомотив на все времена
Второй самый большой раздел представленный в этой книге. Он повествует нам об истории локомотивного хозяйства Южно-Уральской дороги, входящих в общую сеть: Златоуст, Челябинск, Курган, Троицк, Карталы, Петропавловск, Бузулук, Оренбург, Орск.
Середина книги открывает читателю вот такую дореволюционную панорамную картину паровозного депо Челябинск 1901 года.
Машинисты-фронтовики, в военной форме и при погонах, с медалями на груди на фоне мощного грузового паровоза серии ФД (Феликс Дзержинский).
Ещё один панорамный разворот. Грузовой поезд с электровозами ВЛ10 соединенных по системе СМЕТ (система многих единиц).
Вот он гордый облик советского машиниста, который подчеркивала форма того времени. Фуражка как у офицеров с кокардой и техзнаком МПС, строгие брюки, пиджак со звездами на рукавах означающие класс квалификации.
Локомотивные депо ЮУЖД
Златоуст
Челябинск
Курган
Троицк
Карталы
Оренбург
Бузулук
Петропавловск
Орск
Эта книга - дань глубокого уважения южноуральским локомотивщикам, внёсшим свой вклад в развитие отечественного локомотивного хозяйства.
Раздел 3
Локомотивы реформ
Этот раздел раскрывает перспективы развития локомотивного хозяйства ЮУЖД, показывая связь науки с текущим производством, включая последние технологические разработки (на момент издания 2007г.) данной отрасли ж.д. транспорта.
В конце книги как и положено представлено её содержание.
Рекомендовал бы я вам эту книгу к прочтению, возможно спросите вы меня? Скорее да, только потому что подобного рода изданий выпускается у нас в стране очень мало. Выпускаемые тиражи очень быстро расходятся и потом их уже найти бывает довольно трудно. В целом же книга будет интересна в первую очередь истинным фанатам железнодорожной тематики. Широкой публике, далёкой от истории и повседневных будней железных магистралей она может показаться скучной. Книга буквально пестрит фотографиями, поэтому даже просто листать её в руках - это довольно увлекательно.
И напоследок хочу сказать вам сказать, насколько бы дальше не развивался мир современных технологий и электронные версии литературы, держать в руках подобного рода вещи, перелистывая страницы печатного издания пахнущего ещё свежей типографской краской, всегда во все времена было очень приятно и думаю так оно и будет.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК