Казалось бы, невинное желание - посетить один из чистопрудных переулков, но все не так просто. До переулка Огородная слобода - небольшой отрезочек между Гусятниковским и Малым Харитоньевским - надо еще допетлять. И мы упорно, каждый раз, как в первый, петляем.
Лабиринтность усугубляется накрывшей данную местность лавиной переименований. Казалось бы, ищешь древнюю Огородную слободу — кому знать, как не старожилам? А они непременно переспросят: это Стопани, что ли? Ничего удивительного: имя председателя общества старых большевиков Александра Стопани переулок носил 60 лет — с 1933-го по 1994 год.
Это б еще ладно. Но ведь он еще звался Чудовым и Чудовским — по Чудову монастырю, стоявшему в соседнем, Малом Харитоньевском. А также Фокиным, Клементьевским и Барышевским - в честь местных домовладельцев. И попросту Огородным. Теперь снова - Огородная слобода. И пусть здесь, за Поганым (ныне Чистым) прудом, каких-то два-три века назад весело шелестели капустой, хрустели огурцами и прорастали репкой огороды, поставлявшие дары природы к царским столам, но где мы, а где те огороды?.. Не станем привередничать и пойдем гулять.
Открывает переулок доходный дом Плещеевых № 1/3, выстроенный в 1910 году архитектором Нилусом, куда в советское время вселили старых большевиков. Нарядный, внушительный, с полукруглыми эркерами, он бы непременно переулок задавил, если б напротив не располагался голубой воздушный особнячок, в котором находится посольство Швейцарии (№ 2/5). Особняк построен в 1892 году по проекту архитектора Якунина для директора Первого российского страхового общества Д. Беренса, позднее в нем обитало управление продовольственной армии Наркомпрода.
Весенним цветом перекликается со швейцарской обителью, расположенный по диагонали № 5 — воплощение голубой мечты крестьянина Коломенского уезда, а после владельца крупной текстильной фабрики Михаила Щербакова. С 1936 года здесь началась другая веселая жизнь: особнячок утратил самодостаточность и стал корпусом Дворца пионеров имени Крупской, где находились кружки и студии технического творчества. Сейчас здесь всяческие организации. Оторвем взгляд от голубой крестьянской мечты и повернемся лицом к центру Огородной слободы — к мини-площади, или — скверу, устроенном на расчищенном еще до войны участке напротив городского Дома пионеров.
Ленин по-прежнему на месте. Вон он стоит - такой молодой, что сразу и не узнаешь. Кстати, Ильич-гимназист появился здесь только в 1970 году, до этого место занимал Сталин.
А вот пространство вокруг него изменилось разительно: почти дикий кусочек природы у пионерского замка превратился в узнаваемый фрагмент собянинской Москвы. Впрочем, очень приятный. Особенно сейчас, когда пышные кроны вплетаются зеленью в хор окружающего архитектурного многоголосья. И по-прежнему в спрятанный в переулках мини-парк чужие забредут, разве что заблудившись. Оттого, наверное, здесь редкое для сегодняшней Москвы ощущение покоя.
Коричневеющий справа за стволами деревянный дом придает уюта. «Голубая мечта фабриканта Щербакова» - яркости. Расположенный ровно через дорогу от нее насквозь стеклянный Георг Плаза, выглядящий тут так же органично, как тарелка спутникового телевидения в деревенской идиллии с петухами, возвращает — хочешь-не-хочешь - в сегодняшний день.
Местные, чистопрудные готы любили прогуливаться под мрачноватыми стенами бывшего «гордома на Стопани» — Дворца творчества детей и молодежи. Ну, а для всех, кто хоть чуть-чуть знаком с историей, этот замок — особняк «чайного короля» Высоцкого. Именно это здание, возведенное в 1900 году, на «площади» главное. О нем - в следующей части: "Пока описывали имущество, потеряли знак качества - серебряный кораблик". Идем дальше по переулку и видим: "Привидения кружевного дома".
Еще о Чистых Прудах: "От монумента идеологу русского анархизма, что стоял в начале бульвара, шарахались даже лошади"
Гуляла Мария Кронгауз