Фото взяты с свободного доступа Яндекса и являются иллюстрацией мыслей автора.
Интересуетесь ли вы у своих детей, кем они хотят стать во взрослой жизни? Случается ли, что ответ на вопрос становится для вас причиной возникновения синдрома трех «Р» – растерянности, разочарования, раздражения?
Адам Грант – преподаватель основ психологии в менеджменте (Уортонская школа бизнеса), человек, ставший самым молодым американским профессором на постоянном контракте, считает подобные вопросы неуместными. По мнению ученого, они заставляют детвору идентифицировать себя через профессию, а это далеко не всегда хорошо.
Разговор о профессии в жизни ребенка – мнение Адама Гранта
Многие из нас в детстве просто ненавидели подобный вопрос. Я знаю, что ближе к окончанию школы у большинства моих одноклассников он вызывал не злость, нет. Чувство растерянности, раздражения, вызванное невинным: «Ну как, ты определился?», было настолько сильным, что в голове всплывали мысли о собственной неправильности на фоне тех друзей, кто четко видел свое будущее.
Я никогда не знал, как правильно ответить на вопрос о будущей профессии. Улыбки сползали с лиц родителей, когда те слышали, что их сын мечтает о покорении просторов космоса, а немного погодя – готовится в великие режиссеры. Став студентом колледжа, я осознал – одно занятие на всю жизнь не для меня, интересующегося очень многими вещами.
Мой выбор – организационный психолог. Эта профессия дает возможность соприкоснуться со всеми занятиями, о которых мечтал маленьким. Я знаю, как сделать лучше работу других. Мне известны профессиональные секреты режиссеров и астронавтов. Теперь я могу точно сказать – спрашивая детвору о мечтах относительно будущей профессии, мы ставим ограничивающие рамки.
Почему не стоит задавать глупый вопрос
Есть несколько причин, почему не нужно донимать подростка вопросами о будущей профессии:
1. Ребенок начинает размышлять о себе терминами определенного рода деятельности. И неудивительно – ведь вряд ли кто-то из спросивших взрослых надеется услышать – «мамой», «папой» или «хорошим парнем». Несмотря на то, что большинство родителей утверждают, что главное для них – чтобы чадо стало достойным и внимательным к окружающим человеком, ребенок считает успешную карьеру главным ориентиром в жизни. А если определять собственную ценность успехами на работе, надо осознавать – ценность эта напрямую связана с нашими достижениями. Иногда такая зависимость становится серьезной проблемой.
2. Вопрос как бы намекает – каждому предопределена собственная задача в жизни, одна-единственная миссия. Она может приносить радость. Но опрос, проведенный Райаном Даффи и Вильямом Сейдласеком среди более, чем 3 тысяч студентов первого года обучения, говорит о другом. Те, кто не знал о своем призвании, были полны решимости, чувствовали себя комфортно в разных ситуациях. Студенты, осознанно выбравшие профессию, проявляли нерешительность в условиях недостатка информации.
Еще в 2010 году мы с коллегами (Джастином Бергом и Викторией Джонсон) опросили 31 представителя разных профессий. Всем им был задан вопрос: «Работаете ли вы по своему призванию?». Большинство ответов были отрицательными. В результате интервьюирования выяснилось, что таланты, призвания так и не получили развития. Это связано с нехваткой денежных средств для занятия любимым делом, да и выдающимися данными наделены единицы.
Во время выступления директора школы перед учениками старших классов знаменитый стендап-комик и киноактер Крис Рок сказал: «Не надо лгать этим детям. Хорошо, если четверо из присутствующих действительно станут кем захотят. Остальные же 2 тысячи выпускников применят себя там, где понадобятся их умения. И то в случае, если потребуется персонал».
Существует и еще одна причина не забивать голову отпрыску мыслями о выборе профессии – в реальности работа редко соответствует мечте из детства. Исследование на тему «Насколько я удовлетворен работой своей мечты» проводилось среди студентов-старшекурсников. Полученные данные говорят сами за себя – те, кто нацелен на поиск работы, полностью совпадающей со всеми критериями идеальности, очень часто не довольны оплатой, испытывают опустошенность, часто впадают в депрессивное состояние.
«В поисках магии всегда находишь только разочарование» – поговорка, которая как нельзя лучше подходит к описанной ситуации.
Те же, кто закончил учебу в годы экономического спада, реже жалуются. Они счастливы даже через тридцать лет после выпуска. В кризисные времена, как говорят опрошенные, думать о работе мечты не приходилось. Главной задачей было выжить самому, а позже – прокормить семью. Поэтому радость приносила даже сама мысль о том, что есть стабильный заработок.
Как правильно спросить
Завышенные ожидания редко приводят к счастью. Если иллюзий нет, то разочаровываться не придется из-за разницы ожиданий и реальности. Поэтому перед тем как определиться, кем стать, стоит изучить максимум информации о выбранной профессии, узнать ее положительные моменты и минусы, изучить все возможные препятствия на пути к успешной карьере.
Опра Уинфри сказала, что не стоит ждать ежедневного вдохновения даже от любимой работы.
Мое мнение – нужно поддерживать в детях стремление к большим достижениям и масштабным мечтам, но такие устремления нельзя ставить выше, чем работу. А отвечая на вопрос о будущей профессии, подросток идентифицирует себя тем, кем, возможно, и не хотел бы. Правильные варианты вопроса – каким человеком хочется стать, каким занятиям ребенок планирует посвятить свое время, какую пользу желает принести.
Всем спасибо за внимание, подписывайтесь на канал!