Своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне делится непосредственный свидетель и участник тех событий, человек, проживший без малого век, ветеран ПГТУ Василий Филиппович ФИЛИППОВ.
– Василий Филиппович, расскажите, где застало вас начало войны?
– В начале мая сорок первого года мне, девятнадцатилетнему учителю Больше-Карамасской школы, вручили повестку явиться с вещами в райвоенкомат. В товарных вагонах по пятьдесят человек нас повезли в северном направлении, в сторону советско-норвежской границы. В холодном заполярном крае мы занимались тяжелым трудом: дробили камни, засыпали щебнем ямы, выравнивая прибрежную полосу для посадки самолетов.
Война ворвалась в нашу жизнь внезапно: 22 июня в пять часов утра мы проснулись от страшного грохота и стрельбы. Кружившиеся самолеты сбрасывали бомбы на палатки, а разбегавшихся безоружных людей расстреливали. Воздушный налет продолжался всего десять минут, а бед натворил много: от нескольких палаток осталось кровавое месиво, везде лежали тела убитых и раненых. Так закончилась наша эпопея по строительству военного аэродрома. После этого часть стройбатовцев, в том числе и меня, направили в учебные лагеря недалеко от города Кандалакши.
– Где и как вы, необстрелянные солдаты, проходили боевое крещение?
– В августе курсантов отправили в сторону финской границы. Задача стояла сковать силы противника на северном направлении для того, чтобы не дать перебросить немецкие дивизии к Москве. И вскоре нам довелось пройти боевое крещение. На окопы обрушились сотни снарядов и мин, после артподготовки нас атаковали немецкие автоматчики. Подпустив их поближе, мы открыли по ним прицельный огонь, потом в ход пошли гранаты. От нашей меткости зависело, прорвутся ли гитлеровцы к нашей обороне или мы уложим их. Все мы проходили здесь испытание огнем на стойкость и мужество. Подхватив многоголосное «Ура!», стреляя на ходу, отделение ринулось вперед. По спине прокатывались мурашки, пот выступил на лице. И враг отступил. Это была небольшая, но победа.
– Какие из эпизодов войны запомнились вам больше всего?
– Наверное, те, где смерть проходила совсем близко, унося боевых товарищей. Вот несколько из таких эпизодов. В марте 42-го года меня вместе с шофером послали на полуторке за боеприпасами. Возвращались по льду через реку. Надо было торопиться – фашистские самолеты охотились за машинами, ехавшими на передовую. Неожиданно шофер уткнулся лицом в руль – убит. Неуправляемая полуторка развернулась и встала поперек дороги, загородив путь остальным машинам. Немецкие самолеты начали заходить с тыла, пикировать и безнаказанно расстреливать застрявшие машины. Я побежал к берегу. Вдруг земля содрогнулась, раздался глухой звук, затрещал лед и машины вместе с шоферами стали уходить в воду. Когда я оглянулся – ни одной машины не было, только зловещая черная вода. Сам я тогда попал в медсанбат с контузией и простудой – уже у берега провалился в ледяную воду. Но остался жив. А значит, надо крепиться и воевать дальше…
В Белоруссии, недалеко от Витебска перед бригадой была поставлена задача вызволить один из батальонов из окружения. Остатки батальона были прижаты к плохо промерзшему болоту и, хотя боеприпасы были на исходе, продолжали сражаться. Командование группой поручили мне. Задача – прорваться к окруженным, в бой не ввязываться, вывести людей и раненых. В путь отправились глубокой ночью, в метель, ползком через болото. При вспышках ракет отряд замирал, над головой неслись трассирующие пули. Вся одежда промокла, мягкая подушка болота то и дело плавно опускалась под тяжестью тела, покачиваясь зыбкой волной. При мысли, что можно навсегда уйти в бездонную тину, бросало в жар. После двухчасового пути наконец ощутили твердую землю под собой и вскоре вышли на уставших и почерневших окруженных. Раненых уложили на волокуши и плащ-палатки и тем же путем отправились обратно. Вернулись на рассвете, замерзшие, промокшие, понесшие потери, но выполнившие задание.
Еще один запавший в память эпизод войны. Мы с товарищами устроились на ночевку в землянке. Неожиданно меня вызвали на передовую, я быстро оделся и вышел. И вдруг позади услышал разрыв крупного снаряда. Задрожала земля, до нас долетели комья мерзлой земли. Побежали назад – то, что увидели, потрясло нас. Прямым попаданием разворотило все накаты землянки, из глубокой ямы курился жидкий дым – все, что осталось от уютной землянки, которую я только что покинул. Все, кто были в ней, погибли, оставшись только в нашей памяти…
– При каких обстоятельствах для вас закончилась война? Чем занимались после?
– Война для меня закончилась при штурме белорусской деревни, занятой фашистами, когда разрывом мины мне оторвало кисть правой руки. Потом был мучительно тяжелый и долгий путь в госпиталь. В июне 44-го года меня, безрукого калеку, выписали из госпиталя и отправили домой. Судьба вновь круто меняла мою жизнь, в которой мне предстояло найти свое место… На родине, в Шелангере секретарь райкома определил меня на работу в редакцию районной газеты «Большевик»: «Народ устал, рук не хватает. А газета – большая сила, надо людей организовывать на восстановление хозяйства». Это было 22 июня 1944 года, ровно через три года после начала Великой Отечественной войны.
После войны я закончил пединститут в Йошкар-Оле, аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Был директором йошкар-олинских школ № 6 и 15, доцентом кафедры философии, заведующим кафедрой научного коммунизма МарПИ (ныне ПГТУ). Выйдя на пенсию, окончил Киевский институт нетрадиционной медицины, получил право ведения врачебной практики.
– Поделитесь секретами долголетия и интереса к жизни.
– Жить, не старея, долго-долго – мечта каждого человека. Для этого в пищу надо включать определенное количество жиров, овощи и фрукты, в том числе свежие, свежеприготовленные овощные соки. Для очищения крови и лимфы пить свежевыжатые соки цитрусовых с талой водой. Не увлекаться мясом (особенно жирным) и рыбой. Для людей с больным сердцем полезна вегетарианская диета. И тогда вы обеспечите себе долгую, радостную жизнь без болезней до ста лет!
– А что бы вы хотели пожелать нынешним молодым?
– Жизнь на Земле, к сожалению, и сегодня далеко не безоблачна. Едва смолкли громы большой войны, как враги мира начали развязывать малые войны в разных уголках нашей планеты. Молодое поколение, так же как когда-то поколение дедов-победителей, отстоявших своей доблестью, лишениями и страданиями право на мирную жизнь для детей и внуков, должно быть готово встать на защиту своей Родины. Воинский подвиг – удел не каких-то богатырей и героев, а обычных людей, любящих свою страну, свой народ.
Награды:
Два ордена Отечественной войны 1 степени
Медаль «За отвагу»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Подготовила Наталия ШАЛАГИНА
Использованы материалы из книги Василия Филиппова «Фронтовые дороги». Фотографии из личного архива В. Филиппова.