Найти в Дзене
Т-34

Здравствуйте, дорогие мои родные

Старую, пожелтевшую бумагу не разгладить по сгибам, продавленным более семидесяти лет назад прокуренными, загрубевшими солдатскими пальцами. Тонкие листки того и гляди, рассыпятся в руках в прах... Солдатские письма с фронта. Они до сих пор бережно хранятся во многих семьях, и у каждого треугольника — своя история: счастливая или печальная.

Зибров Дмитрий Васильевич
Зибров Дмитрий Васильевич

Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы и исторической ценности. В пропахших порохом строках, есть и трагизм, и грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в неизбежную победу над фашизмом.

Война разлучила миллионы советских людей и на фронт ежедневно уходили тысячи писем и открыток — не меньший поток шёл и в обратную сторону — города, села, деревеньки, туда, где остались родные и близкие люди.

Многие письма фронтовиков написаны простым, бесхитростным языком, в основном, с заботой и тревогой за оставленных в тылу матерей, жен, детей... Читать эти письма зачастую не просто — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы.

Не до всех солдатских писем еще «дошли руки» исследователей истории Великой Отечественной, многие хранятся в запасниках музеев или архивов непрочитанные никем, немало кануло в Лету вместе с уходом из жизни их хранителей.

Одно из писем рядового Зиборова Дмитрия Васильевича, 1923 г. р., уроженца д. Слободка.

«Здравствуйте дорогие мои: папа, Петя, дядя, тетя, Тоня, Коля, Рая, Шура, Лёня, Юля, Валя и Люся... Во первых строках своего письма передаю я вам всем свой пламенный красноармейский привет и желаю наилучших успехов в вашей жизни и работе.

Далее я вам сообщаю, что я пишу вам уже второе письмо, но от вас нет никакого слуха. Не знаю почему, неужели так долго ходят письма или совсем не доходят. Ещё я вам сообщаю, что я нахожусь все еще в Воронеже в лагерях... но жизнь не слишком хорошая и насчет питания и насчет всего... На занятиях очень гоняют, так что рубашка часто бывает мокрая, из обмундирования выдали только трехметровые голенищи и ботинки и пилотку... скоро будет набор в военное училище и нас всех расформируют по школам, я думаю обратно попасть с Петром в авиацию... Ещё папа отпишите, как живете вы, давали ли хлеб из колхоза, ещё где работает Николай и где учится Шурка и получила ли она свидетельство.

Ещё папа возьми аттестат, а то нука потребоваться... Ещё что то у меня болит»

(Стиль, орфография и пунктуация автора сохранены)

Письмо Д. В, Зиборова
Письмо Д. В, Зиборова

Как повеяло от этого письма эпохой начала сороковых годов, когда армия была не вполне готова к вероломному нападению Германии, в том числе, в материально-техническом обеспечении. Это позже у нас будут новое обмундирование, белые зимние полушубки и лучшие Т-34 и Ил-2... А тогда рядовой Зиборов мечтал о небе, где будет бить фашистских асов, и думал о том, выдали ли хлеб в колхозе... В июле 1942 года Дмитрий Васильевич погиб в боях за свою Родину. Похоронен он в Пушкинском районе Ленинградской области.

Письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, они нам очень дороги и трогают всех нас до глубины души. Давайте сделаем так, чтобы не истлела наша память, и всякий раз по-особенному, пусть будут звучать священные слова:

«Подвиг народа бессмертен»...