Найти в Дзене

Лада Соляра. История дизельных ВАЗов

История советских дизельных двигателей уходит своими корнями в 80-е годы прошлого столетия, в то время как дизельные легковушки колесили по дорогам Европы аж с 30-х годов XX века. Почему же целых полвека не приступали к разработке легкового дизеля? На то есть причины. Первая - дизельный мотор значительно сложнее и дороже в производстве, нежели классический бензиновый ДВС. Вторая - дизельные двигатели тех лет существенно уступали по мощностным показателям своим бензиновым собратьям. Третья - в условиях крайнего Севера и низких температур было чрезвычайно сложно запустить дизельный двигатель. Но самой важной была четвертая - наличие у нас огромных запасов нефти позволяло удерживать цену на бензин очень низкой, что позволяло даже таким монстрам как ЗИЛ-130 и военному Урал-375 полагался бензиновый мотор конфигурации V8. Даже была шутка, что прапорщику надо чем-то заправлять личные "Жигули"... Тем не менее, советские легковушки, идущие на экспорт зачастую оснащались дизельными двигателями,

История советских дизельных двигателей уходит своими корнями в 80-е годы прошлого столетия, в то время как дизельные легковушки колесили по дорогам Европы аж с 30-х годов XX века. Почему же целых полвека не приступали к разработке легкового дизеля?

На то есть причины. Первая - дизельный мотор значительно сложнее и дороже в производстве, нежели классический бензиновый ДВС. Вторая - дизельные двигатели тех лет существенно уступали по мощностным показателям своим бензиновым собратьям. Третья - в условиях крайнего Севера и низких температур было чрезвычайно сложно запустить дизельный двигатель.

Но самой важной была четвертая - наличие у нас огромных запасов нефти позволяло удерживать цену на бензин очень низкой, что позволяло даже таким монстрам как ЗИЛ-130 и военному Урал-375 полагался бензиновый мотор конфигурации V8. Даже была шутка, что прапорщику надо чем-то заправлять личные "Жигули"...

Военный ЗИЛ-130 в парке "Патриот", фотография из открытых источников
Военный ЗИЛ-130 в парке "Патриот", фотография из открытых источников

Тем не менее, советские легковушки, идущие на экспорт зачастую оснащались дизельными двигателями, но не на заводе, а по инициативе импортеров. Так, например, на "Волгу" ГАЗ-24 устанавливали польские дизельные двигатели Andoria, австрийские Steyr и французские Peugeot.

А в 80-х годах, после разразившегося в 1973 году топливного кризиса, в СССР приступили к разработке собственного дизеля. Так в 1986 году появились прототипы на базе блока от ВАЗ-2103. Это был классический дизельный двигатель предкамерной конструкции, в которой смесеобразование происходит не в камере сгорания цилиндра, а в специальной, вне зоны хода поршня. Конструктивно мотор аналогичен разработкам начала 80-х годов от Форд и Фольксваген.

ВАЗ-341 в разрезе, фотография из открытых источников
ВАЗ-341 в разрезе, фотография из открытых источников

Основной проблемой первых дизелей стала ЦПГ - детали, произведенные по технологии "бензиновых" ДВС требовали усиления. Также требовалась повышенная точность изготовления топливной аппаратуры. И тем не менее, дизель состоялся в объеме 1,45 литра (в дальнейшем 1,52), мощностью 55 л.с. при 4800 об/мин (вот вам и "дизель-тихоход"!) и крутящим моментом 92 Нм при 3000 об/мин.

Дизель ВАЗ-341 под капотом "классики" ВАЗ-2104, фотография из открытых источников
Дизель ВАЗ-341 под капотом "классики" ВАЗ-2104, фотография из открытых источников

Основной же идеей использования дизелей были Тольяттинские вседорожники "Нива" ВАЗ-2121 и 2131. Но для них показатели дизеля были слишком слабы, что подтолкнуло инженеров к увеличению рабочего объема до 1,8 литра и оснащению двигателя турбонаддувом производства японской фирмы IHI - так появились дизели ВАЗ-343 и 3431 в варианте с нагнетателем. Мощность безнаддувной модификации поднялась до 63 л.с., а крутящий момент до 114 Нм при более низких - 2500 об/мин. В турбированном варианте показатели составляли 80 л.с. и 147 Нм. Внушительно даже для тяжелой пятидверной ВАЗ-2131.

Если Вам понравилась данная публикация, то вы можете поставить лайк и подписаться на канал здесь, чтобы не пропустить новое на канале. Есть что добавить, обсудить? Пишите в комментарии!
ВАЗ-2131 "Нива", фотография из открытых источников
ВАЗ-2131 "Нива", фотография из открытых источников

Почему же двигатели не получили распространения, раз всё так хорошо? На то были свои причины - произведенные с оглядкой на бензиновые моторы поршни часто лопались в зоне компрессионного кольца, кольцо перекашивалось и натирало поверхность цилиндра, что приводило к необходимости капитального ремонта двигателя уже на 30-40 тысячах километров при заявленном ресурсе в 125 тысяч! К чести ВАЗовцев и работников "БарнаулТрансМаш" (где и собирали моторы) такие случаи признавались заводским браком при изготовлении поршней и мотор менялся по гарантии. Также вытягивалась резьба болтов ГБЦ в блоке цилиндров, так как для дизельного мотора использовались болты ГБЦ от ДВС ВАЗ-2108, которые в последствии были заменены оригинальными. Любил дизель полакомиться и маслом - аппетит достигал до 0,6 литра на 1000 км пробега. А вот к топливу был вполне равнодушен - тяжелая "Нива" расходовала 7 литров при движении за городом и до 10 в городском цикле. И даже "нежная" топливная аппаратура Bosch без проблем ходила заявленные 125 тысяч километров пробега без особых проблем вопреки словам скептиков.

Еще одной причиной малого распространения стали предубеждения автовладельцев о дизельных моторах, как о ненадежных (на примере ввезенных в солидном возрасте иномарок). Всего было выпущено около 6 тысяч дизельных ВАЗов...