Рассказывать подробности этого случая, произошедшего в тяжёлые дни борьбы со смертельной стихией в зоне Чернобыльской катастрофы, советским журналистам было категорически запрещено. Лишь годы спустя, после открытия многочисленных архивов и публикации книг и воспоминаний участников тех событий, стала достоянием гласности история гибели над крышей дышавшего смертью 4 энергоблока экипажа вертолёта Ми-8 под командованием Владимира Воробьёва. Благодаря уникальной фотографии журналиста АПН Игоря Костина, о ней узнал весь мир.
Запрещённый герой
1 октября 1986 года был обычный, в понимании вертолётчиков-ликвидаторов, рабочий день. Ми-8 под управлением капитана Воробьёва приземлился после выполнения очередного облёта дышавшего смертью разрушенного здания. Вместе со специалистами в винтокрылой машине находился фотокорреспондент агентства печати «Новости» Игорь Костин. По просьбе командира он сделал фотографию, которая вошла в историю как 37 кадр. Почему? Да потому, что её не должно было быть. Плёнка в аппарате Костина, много снимавшего в этот день над станцией, предательски закончилась именно в ту минуту.
Костин всё же сделал щелчок затвором, понимая, что снимка не получится. И был очень удивлён, увидев, что отснятый им кадр оказался дополнительным, 37. «Память от Чернобыля», как сказал Владимир. А оказалось, что это фото стало памятью о членах экипажа «тридцатки», которая рухнула на крышу 4 энергоблока на следующий день, 2 октября.
13 сентября 1986 года тридцатилетний вертолётчик, командир экипажа Ми-8МТ, лётчик 1 класса, капитан Владимир Константинович Воробьёв написал из Чернобыля письмо родным. В нём он сообщил, что командировка продлится месяца полтора, и уже совсем скоро он окажется дома. Но за день до рокового вылета он отослал в Ярославль посылку, в которую положил свои личные вещи и подарок жене – золотое кольцо. Судьба?
Сказать об этом утвердительно невозможно. Ведь она дважды охраняла лихого вертолётчика: в Афганистане, где на его счету десятки боевых вылетов и встреча с жизнью после того, как рухнул подбитый ракетой вертолёт. И дома, в Ярославле, где он чудом выжил после лобового столкновения его мотоцикла с грузовым автомобилем.
По злой иронии судьбы, гибель экипажа вертолёта произошла в ту минуту, когда на площадке перед почти возведённым саркофагом было решено устроить митинг. В ту минуту звено вертолётов пролетало над объектом «Укрытие», разбрасывая дезактивационный раствор. Крайний Ми-8МТ под управлением капитана Воробьёва зацепился лопастью за металлический трос развёрнутого в его сторону огромного 160-метрового строительного крана и рухнул на площадку. Последний кадр хроники – густой чёрный дым на месте падения винтокрылой машины.
На материалы катастрофы и информацию о всех событиях того дня был наложен гриф секретности. Кадр с падающей машиной вырезали из фильма. Но судьба снова вмешалась: позднее зрители всё-таки увидели полный вариант киноленты и последние секунды жизни вертолётчиков. В тот день вместе с Владимиром Воробьёвым в кабине находились:
- бортмеханик, старший лейтенант Христич Леонид Иванович;
- штурман, капитан Юнгкинд Александр Евгеньевич;
- механик наземного БАО, старший прапорщик Ганжук Николай Александрович.
И снова судьба. Вертолёт упал не на строящийся саркофаг, а рядом с ним. Будь по-иному, жертв было бы намного больше. Официальный вывод комиссии, расследовавшей обстоятельства катастрофы, – «сход направляющего винта вертолёта». Правда это или нет, теперь узнать уже не суждено…
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишете комментарии. Спасибо за внимание.