Найти тему
Александр Матусевич

Фестиваль с перспективой

Фестивальное движение в нашей стране сегодня весьма развито: каких только фестивалей не существует, и число их все больше растет. Моноцентричная политическая, экономическая, да и культурная структура России зацикливает большинство таких проектов на Москву и отчасти на Петербург, заметно меньше, но все же охвачены фестивальным движением тринадцать других российских городов-миллионников, что-то перепадает столицам автономных республик или особо курируемым властями регионам (например, Дальнему Востоку – Владивостоком всерьез занялся Валерий Гергиев). Однако в практике европейских стран фестивальное движение затрагивает не только крупные, но и небольшие провинциальные городки, в которых находят какую-то изюминку, делающую их привлекательными как для массового туриста, так и для тех, кто интересуется культурой всерьез. Имя Моцарта сделало сонный Зальцбург центром мировой музыкальной культуры, когда ее элита слетается в альпийский городок на знаменитый Зальцбургский фестиваль, а имя Россини превратило буквально в оперную мекку захолустный приморский Пезаро.

Ноябрьская афиша оперной России предлагает сразу несколько оперных фестивалей. Один из них проходит в столице национальной автономии, имеет имя-бренд на своих знаменах, является институцией уже с немалой историей. Сегодняшний его день сопряжен как с определенными достижениями, так и с немалыми трудностями, которые, впрочем, характерны для российской культуры в целом, в особенности для классического искусства в провинции. К достижениям можно отнести то, что фестиваль живет, в его рамках рождаются новые музыкально-театральные события, приглашаются интересные исполнители – это в целом создает позитивный резонанс в регионе, повышает уровень культуры его жителей, поскольку фестиваль пользуется заметным вниманием со стороны публики, залы в фестивальные вечера не пустуют. Проблемы же связаны главным образом с нехваткой финансирования, что не позволяет воплощать многие интересные художественные идеи, а также отчасти с недостаточным вниманием местных властей к такому замечательному культурному институту, каким сам по себе является музыкальный форум.

Итак, Международный оперный фестиваль имени народного артиста СССР Максима Дормидонтовича Михайлова прошел в столице Чувашии уже в 27-й раз. За пять фестивальных дней Чувашский театр оперы и балета показал три своих спектакля – «Евгений Онегин», «Любовный напиток» и «Риголетто», провел гала-концерт, завершивший фестиваль, а также в рамках форума в Чебоксарах выступил знаменитый столичный арт-проект «Тенора XXI века». К сожалению, фестиваль переживает не лучшие времена, главный показатель чего – отсутствие премьер. Самой свежей работой оказалась опера Доницетти, поставленная два года назад. Тем не менее, во всех фестивальных продукциях участвовали приглашенные артисты, что, конечно, подстегивало интерес чебоксарской публики. В «Онегине» спели Михаил Журков (Саратов), Альбина Хрипкова (Ярославль) и Юрий Городецкий (Белоруссия), в «Напитке» - московские солисты Лилия Гайсина, Нурлан Бекмухамбетов и Андрей Батуркин.

Автору этих строк довелось увидеть на чебоксарской сцене «Риголетто» и заключительный гала-концерт. Спектакль 1999 года большого впечатления не оставил –он, судя по всему, и ранее не обладал выдающимися достоинствами, но с течением времени еще и заметно обветшал. С претензией на историзм и философскую метафоричность сценография Валентина Федорова (художник по костюмам – Галия Юсупова) сегодня смотрится слишком одномерно и традиционно. Но в еще меньшей степени убеждает режиссура Валерия Иванова – архаичная и невыразительная. Создалось впечатление, что главная идея постановки – не мешать певцам вокализировать и полностью положиться на их актерское чутье. В принципе и такой «театр звезд» имеет право на существование – и справедливости ради нужно сказать, что искры подлинного вдохновения в фестивальный вечер высекались и не раз, однако «костюмированный концерт» требует сверхсильного вокально-актерского наполнения, каковое пока вне пределов возможностей Михайловского фестиваля.

Из пятерки ведущих солистов наиболее убедил местный бас Андрей Николаев в партии Спарафучиля, порадовав глубоким, тембристым, мощным голосом – вполне в михайловских традициях. Екатеринбуржец Александр Краснов – органичен в роли Риголетто, его актерская харизма бесспорна, его герой – центр спектакля. Вокально партия близка к идеалу, если бы не неудача в ключевой арии оперы «Cortigiani» - из-за слишком быстрого темпа, взятого дирижером, певец не вышел на кульминационные верхушки так, как мог бы, и после этого вторую часть арии заметно детонировал. Казалось бы, одна ария – стоит ли об этом говорить? Но, представляется, что для развития музыкальной драматургии образа она является сущностной, и неудача в ней – заметно снижает эффект от партии в целом.

Дария Марини, наша соотечественница, выступающая ныне в Италии, предстала трепетной Джильдой с копной светлых кудрей – классический образ невинной жертвы был дополнен качественным вокалом и приятным тембром легкого лирического сопрано. Казахский тенор Нуржан Бажекенов партию Герцога исполнил исключительно в силовой манере, отчего она особой выразительностью не отличалась. Елена Авдеева из Красноярска (Маддалена) тоже не слишком убедила – ее героиня в основном участвует в ансамблях, где необходима пробивная звучность среднего и нижнего регистров, чего ее меццо явно недоставало. Партии компримарио были вполне грамотно исполнены артистами театра Еленой Галкиной (Джиованна), Иваном Николаевым (Марулло), Еленой Соколовой (Графиня Чепрано) и др., недоумение вызвал лишь Максим Карсаков, которому профетическая роль Графа Монтероне явно низка.

Оркестр театра под водительством белорусского маэстро Виктора Плоскины звучал профессионально и не без драйва, хотя точности и слаженности, синхронности с вокалистами достичь удавалось не всегда. Тем не менее, живой пульс у спектакля был – и это уже не мало.

В отличие от «Риголетто» финальный гала оказался очень приятным сюрпризом. И солисты театра, и выступившие гости, практически все без исключения, предстали в наиболее выгодных ариях и дуэтах, показав, прежде всего значительный певческий потенциал труппы из Чебоксар. Откровенно вновь порадовал бас Андрей Николаев (ария Мельника из «Русалки» и трио оттуда же), исключительным изяществом и стилистической достоверностью отличался дуэт Лакме и Малики из оперы Делиба в исполнении Татьяны Прытченковой и Маргариты Финогентовой, удачны были два доницеттиевских дуэта (из «Лючии ди Ламмермур» и «Дона Паскуале»), в которых блеснули сопрано Татьяна Тойбахтина (Лючия) и бас-баритон Максим Карсаков (Малатеста). Добрых слов заслуживают и другие солисты театра – Елена Соколова и Дмитрий Семкин (большой дуэт из «Мадам Баттерфляй»), Ольга Вильдяева (Церлина в «Дон-Жуане»), Мария Еланова и Иван Снигирев (трио из «Русалки»).

Из оперных фрагментов, исполненных гостями, понравилось многое, в особенности, каватина Алеко (Александр Краснов был исключительно выразителен), романс Сантуцци (Елена Авдеева здесь показала свой безграничный верхний регистр), дуэт Любаши и Грязнова (Краснов и Авдеева буквально сразили сердечностью исполнения), ария Ленского и романс Леандро из сарсуэлы Соросабаля «Хозяйка портовой таверны» (темпераментный юный румынский тенор Георг Вирбан – обладатель красивого тембра и приличного русского произношения), ария Каварадосси (веристский репертуар Нуржану Бажекенову идет куда больше), дуэт Норины и Малатесты (Дарии Марини легкие партии удаются лучше лирических спинтовых), песенка Порги (исполненная с непередаваемым шармом афроканадцем Рене Лареа).

Бесспорная заслуга в максимальном позитиве концертной программы – у маэстро Сергея Кисса, недавно заступившего на пост худрука театра: грамотно выстроенная смыслово, с качественным аккомпанементом, умелым контактом с каждым из солистов, она оказалась не просто достойным, но без преувеличения грандиозным завершением праздника, однозначно показав, что у фестиваля есть хорошие перспективы.

Музыкальный журнал, № 11, 2017