Один из важнейших законов бизнеса звучит: "Кто не развивается, тот умирает". Стагнация, застой, отказ от борьбы - путь в пропасть и тем, кто только еще начинает свой бизнес, нужно прежде оценить свои силенки: хватить ли запалу на весь тернистый путь к успеху? За недорого продам этот девиз Дзену, поскольку здесь это также важно: "Взялся за гуж, не говори, что не дюж!" Хочешь достичь "мастерства" со своим каналом, а тем более - попасть в "Нирвану" - постоянно его развивай. Только остановился, прервал работу и признаки деструкции сразу же налицо: в еженедельном отчете Дзен о твоей работе.
Развитие предприятия должно быть заточено под его Стратегические цели и мудрый руководитель предприятия стремиться спрогнозировать-спланировать свое развитие, расписав его в Концепции развития хотя бы по крупному - с реперными отсечками по полугодовым-годовым периодам. Важно при этом, чтобы и Стратегические цели предприятия и его ближайшие полугодовые-годовые планы развития были реалистичными. При этом я не против, если стратегические амбиции руководства компании будут несколько завышены ранее продемонстрированных темпов и тенденций развития, которые принято брать за ориентир в планировании.
Мечтам свойственно сбываться, а мечтать, как говорил герой-неформал одного популярного советского фильма, нужно о чем-то великом! Оценивая развитие своего бизнеса за прошедшие периоды не трудно понять его возможности, однако, развиваясь, предприятие не только растет вместе со своими возможностями, но и постигает новые, ранее не апробированные формы и методы развития, подсматривая у конкурентов-передовиков, либо изобретая самостоятельно. Собирая "по крохам" свой рынок в начале пути, можно поймать "крупную рыбу" совершенно неожиданно, особенно если ваша фирма трудилась достойно, радея за добросовестность и качество вашей продукции (все как у Дзена заметьте!).
Сотрудники подразделения маркетинга или отдела развития серьезного предприятия обычно работают не столько за зарплату, сколько за бонус от привлеченных в ваш бизнес объемов, при этом стимул к развитию лишь тогда будет оправдан, когда система бонусов в предприятии будет продуманной и справедливой, а с соблюдением "правил игры" и их полноценными выплатами в компании не возникает проблем.
Продемонстрирую нашу Систему бонусов или помогу разработать ее непосредственно под ваше предприятие, если договоримся в личной переписке (почта в анонсе канала).
Не забывайте при разработке корпоративных Правил расчета бонусов учитывать в них все подтвержденные расходы по проекту, особенно презентационно-представительские и тем более - для чиновников. В противном случае можно нарваться на производственный конфликт, когда хитрый менеджер по развитию будет вытягивать из бюджета компании непомерно рисковые средства на реализацию "заманчивого" проекта развития, отбить которые в дальнейшем будет весьма затруднительно.
Любой проект развития по правилам предприятия должен проходить согласование у заинтересованных топ-менеджеров, после чего утверждаться в работу хозяином компании. С этого момента проект вносится в План развития и по нему открывается финансирование, которое учитывается в последующих начислениях бонусной массы.
План развития предприятия должен сопровождаться отчетом об итогах этой работы, а в качестве стимула мотивации в работе менеджеров по развитию, маркетологов и т.п. неплохо-бы в коллективе сотрудников компании организовать некое соревнование с периодической сравнительной демонстрацией его итогов.
Не забываем учитывать в планировании правило Парето или "80 на 20": из всего объема рабочих затрат только 20 % дадут искомый результат. Развитие - это борьба за рынок, и для ее интенсификации любые средства стимулирования хороши!
Поскольку в развитии предприятия могут участвовать и топ-менеджеры, и некоторые другие ключевые сотрудники, то не стоит возбранять участие в этом процессе всем способным и желающим сотрудникам других отделов и направлений с определенными для них условиями и бонусами (они не должны отдавать приоритет развитию в ущерб своим основным обязанностям).
Формы и методы развития рынка в каждом деле будут свои, но принципы у всех схожи. Главный - это законность, т.к. всякий объем, привлеченный в ваш бизнес незаконным или полузаконным путем, рискует в любой момент покинуть вас так же, как и пришел, когда решением суда или каких-либо правоохранительных органов будет установлено нарушение закона.
Важен здесь и принцип профессионализма - прозрачности. В служебном рвении некоторые сотрудники могут утаивать некоторое негативные аспекты привлекаемых объемов, которые, вскрываясь в последующем, могут создать серьезные проблемы и потери для вашего дела. Никуда здесь и без принципа экономичности. Расчет с менеджерами развития по бонусам за реализованный проект лучше осуществлять лишь тогда, когда по нему заключены договоры, начались взаиморасчеты, в условиях отсутствия каких-либо споров о законности его перехода в ваш бизнес. При этом расходы на перевод нового рынка под ваш контроль не превысили размер расчетной бонусной массы.
Иными словами, когда вы окончательно убедились, что этот рынок теперь целиком и полностью ваш без рисков банкротства для вашего бизнеса, тогда и рассчитывайтесь с исполнителями.
При развитии предприятия, особенно бурном, нельзя забывать о топовых и ключевых сотрудниках, чьи объемы работы возрастают с ростом объемов рынка вашего предприятия. Это главбухи - финансовые директоры, начальники отделов кадров, производственные, технические и исполнительные директоры, начальники управления делами, других профильных отделов и главные специалисты, которые пришли работать к вам на зарплату, определенную для стартового объема.
В бонусных правилах для них должен быть предусмотрен справедливый процент роста заработной платы в зависимости от роста объемов рынка предприятия, иначе они могут начать саботировать развитие. Зачем им дополнительная работа за те же деньги! Кстати, именно развитием проверяется профессиональная планка топ-менеджера - тот кто слабоват, рано или поздно проявит себя на росте объемов управления - начнет выбывать из общей игры, не понимая, как оптимизировать управление своим разрастающимся участком.
Суть планки топ-менеджера в том, что не каждому дано успешно охватывать масштабные объемы без проблем для всего производства, а индикатором организаторских способностей в управлении крупным хозяйством служит подход менеджера к нему: работа на процесс или на результат.
Тем, кто дочитал это, в качестве бонуса мой материал об определении такой планки "Об эффективности менеджмента".
Пару анекдотов в тему на закуску:
- В Сингапуре малый бизнес устроен так, что открыть кафе можно за 10 минут по Интернету. У нас малый бизнес - твое кафе, где все в норме, могут закрыть за 10 минут, а если хоть что-то не в порядке, могут закрыть и тебя.
- Бизнес — это война. И, как и в любой войне, здесь побеждает тот, кто в ней не участвует.
Не забывайте про лайки и комментарии.
Сергей Русанов