Автор: @mirta
Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом.
Генрих Гейне
Речевые штампы характерны в основном для письменной речи и публицистики. Эти средства художественной выразительности уже давно перестали выполнять предназначенную им роль. Они однообразны по значению и структуре и из-за частого употребления становятся настолько привычными и избитыми, что не вызывают у читателя никаких эмоций, кроме досады и равнодушия.
Штампы выполняют роль канцелярской кнопки, которую легко воткнуть в любое место, поэтому иногда их путают с канцеляризмами.
Подобными словосочетаниями грешит практически любое газетное или журнальное издание. Иногда достаточно прочитать заголовок, чтобы встретиться с очередным примером.
«Судьба закона, белые халаты, труженики полей, чёрное золото, голубое топливо, отмывание бюджетных денег» – это штампы, которые я увидела сегодня утром, открыв новости.
Конечно, при современном темпе жизни журналисту очень трудно без них обойтись, тем более что эти слова первыми приходят на ум, когда надо, например, написать статью о врачах, нефтяниках или учителях.
Иногда роль речевых штампов выполняют самые обычные слова, которые используются в неопределённых значениях:
Ряд, вопрос, мероприятие, поднимать. Например, «Особо важное значение имеет вопрос сельского хозяйства» (какой вопрос? в чём его суть?).
Очень часто штампами становятся словосочетания, которые только недавно были нужными и красивыми, но вследствие регулярного употребления стали обычными, не вызывающими никаких эмоций: «потоки слёз», «свет души», «биться в унисон», «лазурь небес» и т. п.
Как же быть с употреблением речевых штампов? Ведь порой без них не обойтись. Думаю, что они особенно опасны для начинающих журналистов. Ведь их задача – заявить о себе яркой и образной речью, способной вызвать эмоции и чувства у читателя, тем самым заставить его вновь и вновь возвращаться к материалам талантливого автора.
Как же отличить речевые штампы от клише, фразеологизмов, цитат, пословиц и прочих, смежных с ними явлений? Сделать это трудно, но возможно. Перечисленные явления всегда имеют дополнительный смысл, обогащают речь, делают её образной и яркой, а штампы – обедняют, порой нанося вред содержанию. Они не обладают чётким смысловым выражением, не несут никакой информации.
Фразеологизмы и клише можно легко заменить синонимами. А вот для штампов вы их не найдёте.
Речевой штамп сродни шаблону. Чтобы рисовать по лекалу, не надо быть художником, но только рисунок этот никогда не вызовет у зрителя никаких эмоций.
Речевые штампы, как и другие явления языка, не стоят на месте. Проходит время, и на смену одним приходят новые, поэтому перечислить их невозможно. Важно помнить, что штампы не придают речи образность и выразительность, поэтому пользоваться ими надо осторожно.
От редактора: Речевые штампы недаром так называются, они как болванки-детали, из которых журналисты собирают свой текст-конструктор. Эти пары-тройки слов стали настолько обезличенными и бесцветными, что иногда так хочется их спасти и придать новый смысл бедным, много раз уже избитым выражениям.
Редактор: @amidabudda
***
Будем рады видеть вас в числе наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!
Страница сообщества «Поэзия» на golos.io