«Чайка»-фургон, в отличие от других, своих более распространённых версий получила «право на жизнь» в малой серии благодаря стечению обстоятельств.
Вообще, никто в конструкторском бюро ГАЗа не планировал создание утилитарной машины на шасси автомобиля высокого класса да ещё с 8-мицилиндровым двигателем! Тон задал трест «УпрНарХозПром по реализации товаров народного потребления».
В начале 1962-го года управление треста распространило в советских газетах и журналах информацию о художественном конкурсе на создание развозного автомобиля для международной сети магазинов «Детский Мир».
Вне конкурса принимались работы на тему фургона для развоза новогодних подарков. Тема так и называлась – «Машина Дедушки Мороза».
Именно по свободной теме поступило больше всего предложений, канцелярия УпрНархозпрома была завалена мешками с письмами и бандеролями, среди которых 70% отправлений были посвящены именно «Машине Деда Мороза». Свои работы присылали не только маститые художники и инженеры, но и простые советские школьники. Работы были самые разнообразные, от примитивных карандашных набросков, до вдумчивых чертежей.
Однако, победителем стал некий А.Ткаченко (его имя неизвестно, на конверте и в подписи под рисунком так и значилось – А.Ткаченко) проживавший в городе Горьком (ныне Н. Новгород).
И это единственный факт, который известен о нём! Этот человек не пришёл за первой премией, о нём говорили даже в программе «Время» по первой программе Центрального Телевидения, но обладатель первой премии так и не явился за своей наградой!
В то же время исследователи истории завода ГАЗ указывают на то, что пожелавший остаться «инкогнито» А.Ткаченко ничего нового не изобрёл!
Сторонники этой версии указывают на то, что к тому времени он, как житель Горького возможно уже видел прототип будущего «Джипа» с кузовом от «Чайки». На высокую вероятность этой версии указывает и то, что время конкурса и начало работ по полноприводной «Чайке» совпадают. И возможно по этой причине, безызвестный А.Ткаченко так и не пришёл за своей наградой, посчитав, что всё-таки основной дизайн разрабатывал не он, а художники Горьковского автозавода.
Тем не менее, победитель конкурса был определён, первая премия была присуждена и ждала своего обладателя, а машиной никто не собирался заниматься!
Здесь надо сделать небольшое пояснение – объявить конкурс и присудить по его итогам премию, это одно. А запуск машины в производство, даже ограниченной партией – это уже совсем другое.
Необходимо разработать техзадание, просчитать экономическую целесообразность и выходило так, что ввод в налаженное автохозяйство УпрНарХозПрома нового автомобиля выходил крайне невыгодным. Так бы всё и ограничилось поисками победителя, но один из директоров сети магазинов «Детский Мир» в США, Кен Рокуэлл, входивший, кстати, в жюри конкурса, так увлёкся идеей создания новогоднего фургона, что решил стать инвестором проекта!
Как только заказ получил финансовую подпитку, на заводе ГАЗ закипела работа, а в 1964-м году Чикагская автобаза «Детского Мира» получила первые шесть машин цвета «Кремлёвский Рубин».
Распространённое мнение, что фургон создавали в тесной взаимосвязи с полноприводной версией машины на поверку не выдерживает никакой критики и зачастую основано только на схожем с джипом ГАЗ М-74 экстерьере, но не более.
Скажу больше, это единственное сходство машин. Ведь ГАЗ М-74 был короче в базе, использовал трансмиссию джипа ГАЗ-62 и приводился в движение шестицилиндровым мотором ГАЗ-11, а фургон, получивший, кстати незамысловатый индекс ГАЗ-13 гр.(грузовая) базировался на базовом шасси ГАЗ-13. Правда, раму и кузов пришлось усилить. Несмотря на внушительные размеры грузоподъёмность «Чайки» Деда Мороза составляла всего 400 кг. Впрочем, учитывая её назначение – перевозку игрушек, то есть изначально лёгких, но объёмных коробок или пакетов, этого хватало с лихвой.
В конце того же 64-го года ещё три машины доставили в Лос-Анджелес с теми же целями – обслуживание магазинов «Детский Мир» на территории США. Эти машины интересны тем, что трансмиссия и двигатели на них устанавливались на месте, от модели «Шевроле-Импала» 62-го года.
До марта 1965-го по две машины привезли В Нью-Йорк и Бостон.
После этого заказов на изготовление фургонов ГАЗ-13 Гр. не поступало, до 70-го года почти все они сменили двигатели и агрегатную часть на местные аналоги.
Последние машины в окраске «Кремлёвский Рубин» работали в Вашингтоне до 1989-го года. Одна из них стоит в Музее Дизайна им. Генри Форда, известно ещё о двух машинах, которые находятся в частном владении и ожидают реставрации.