Нельзя забывать и о том, что параллельно с гоночной линейкой "Чаек" 13-й модели создавалась и коммерческая дорожная версия, про которую в Интернете ходит много баек, постоянно копируемых пользователями Сети и блуждающими по разным сайтам.
Эту неразбериху худо-бедно привёл в нормальный вид известный российский исследователь и историк транспорта В. Падерин.
Самая известная байка гласит, что "Чайки" поставлялись якобы только на экспорт, приводя в пример американских киноактрис Фэй Данауэй и Джейн Фонду, которые купили эти машины в 1967-м году на гонорары от съёмок в фильмах. Напомню, Ф.Данауэй в тот период снималась в "Бонни и Клайд", а Д.Фонда в "Барбарелле".
Архивные документы, однако, прямо указывают на то, что через советское представительство "Автоэкспорта" в Лос-Анджелесе машины были поставлены обеим заказчицам в феврале 1969-го(!) на основании заказа от июля 1968-го! Данауэй, действительно заказала машину во время съёмок в "Афере Томаса Круна", и как понимаете, никаким "Бонни и Клайдом" к тому времени уже и не пахло, а заказ Джейн Фонды оплатил некий неназвавшийся арабский шейх, который таким образом оказал знаменитой киноактрисе знак внимания.
Другой распространённый миф - якобы "Чайка" ГАЗ-13 Спорт делалась только на экспорт. Здесь лучше сразу перейти к деталям.
Архивы отдела сбыта ГАЗа сухо и непредвзято сообщают:
Шасси №001 с кузовом "закрытый родстер посадочной формулы 2+2" отгружено 7 марта 1965(!) года владелице московского кооператива "Социалистический Дом Мод" - тов. Евгении Одинцовой.
Шасси №002. (Без кузова) 29 апреля 1965-го. Актрисе Надежде Румянцевой по заказу через торговый дом "Скалдия - Волга" в Бельгии (Тогда Румянцева не снималась, поскольку жила вместе с мужем за границей).
Собственно, вопрос о первенстве покупателей и предназначении машин не только для иностранных толстосумов, но и советских заслуженных граждан получил полный и исчерпывающий ответ.
Из интересного можно добавить, что дорожными версиями машин "Чайка" ГАЗ-13 Спорт в разное время владели:
актёр и режиссёр Василий Басов, гонщик Стасис Брундза, Актриса Наталья Варлей и министр культуры Екатерина Фурцева, а в 1969-м году такую "Чайку" в оригинальном исполнении "Звёздный Час", была подарена Партией и Правительством первой женщине-космонавту Валентине Владимировне Терешковой.
В основном кузова для своих машин на ГАЗе строили самостоятельно, но заказчик мог заказать и отдельное шасси, как это произошло в случае с Н.Румянцевой, махараджей Азадабатья, Аристотелем Онассисом и другими покупателями.
Самыми красивыми образцами общепризнанно считаются комплектации "Рица"(принадлежала Наталье Варлей), "Курорт"(Д.Фонда и Е.Фурцева),"Стайер"(Евгения Одинцова) и "Марафон"(Ф.Данауэй, Первый секретарь ЦК КП Туркменистана Овезов Б.О.)
Все кузова - работы известного художника дизайнера Александра Пономаренко.
Машина для киноактрисы Натальи Варлей представляла собой модернизированное спортивное шасси с дефорсированным мотором V8, и менее прогрессивной подвеской по сравнению с гоночной версией. В частности задним колёсам было решено вернуть рессоры. При этом на них оставили дисковые тормоза.
Когда проектировщики стали работать над кузовом, для сохранения единства стиля выхлоп вывели как и в базовой модели - в декоративные раструбы в задних бамперах. Так же оставили и характерные выштамповки, и хромированные молдинги на задних крыльях, повторяющих аналогичные на задних дверях базовой модели. Здесь я ещё раз напомню, что все спортивные версии ГАЗ-13 спорт были двухдверными, а иногда и вовсе без дверей. И конечно, знаменитое ноу-хау ГАЗа – цвет «Кремлёвский рубин», который специальным указом Политбюро ЦК КПСС был утверждён для коммерческих легковых кузовов, которые попадали в собственность известных и заслуженных граждан СССР. Речь, как вы понимаете, сейчас идёт о купе Н.Варлей, которая в том числе оговорила в бланке заказа и цвет машины.
В остальном купе "РИЦА" повторяет другие машины семейства "спорт" - укороченная база, две широкие распашные двери, просторный двухместный салон с механической коробкой передач и подрулевым переключателем скоростей. Сиденья с усиленной боковой поддержкой и непривычными для российских водителей овальными подголовниками. Поскольку модификация "РИЦА" подразумевала наличие жёсткого съёмного верха, то зеркал заднего вида было три - салонное на рамке ветрового стекла и ещё два были закреплены на передних крыльях машины, слева и справа соответственно.
Несмотря на спортивный характер машины на заводе её комплектовали только обычной резиной, подразумевалось, что владелец будет позже "переобувать" её сам, за свой счёт, тем более, что НИИШП к тому времени освоил выпуск резины широкого профиля как для "Чаек", так и для их внутренних конкурентов, автомобилей марки ЗИЛ" 112-й серии.
Большей проблемой были диски для этой резины, они долгое время были дефицитными!
Из оригинальных деталей оформления можно указать на хромированные именники "Кавказская пленница". Их было 4.Один был справа сзади на крышке багажника, другой - на крышке перчаточного ящика перед пассажиром и два располагались на кромке задних крыльев.
Машину Натальи Варлей очень хорошо помнят жители столицы, она по выходным часто раскатывала по Котельнической и Берсеневской Набережным в обществе артиста Андрея Миронова. Старожилы Москвы утверждают, что он очень редко садился за руль "Чайки", только иногда, по воскресеньям, когда Наталья Владимировна и Андрей Александрович возвращались из ресторана "Москва" и непьющий Миронов подвозил Варлей до дома.
Чуть позже, Наталья Владимировна рассталась с Мироновым и вышла замуж за актёра театра и кино Николая Бурляева, впрочем, это к истории "Чайки" не имеет никакого отношения. Знаменитое спортивное купе в исполнении "Рица" до сих пор стоит в гараже загородного особняка актрисы и любовно оберегается ею. Выезжать на ней она перестала после 1978-го года, некоторые связывают это с аварией, в которую якобы попала знаменитая киноактриса, но МосГАИ эту информацию не подтверждает.