Найти тему
Роман Апрелев

Поташев: как принимать решения

Четырехкратный обладатель хрустальной совы Максим Поташев давно хотел посетить все стадионы ЧМ-2018. Последней стала "Волгоград-арена", на которой магистр "Что? Где? Когда?" дал советы молодым предпринимателям. Из личного общения со знатоком и его публичной лекции получилось вот что:

- Я много выступаю с семинарами в нашей стране. И могу сказать, что никогда не надо верить спикеру, который обещает, что ваш бизнес резко пойдет вверх, - говорит Поташев. - Цель любого осмысленного выступления – обозначить проблематику и заставить людей задуматься, владеют ли они необходимыми инструментами. Научить никто ничему не сможет, можно помочь научиться.

Очень востребованы для тренингов абстрактные темы типа принятия решений. Я не по своему желанию взялся за это. Одна компания в 2012 году предложить подготовить учебную программу. Я не люблю такие «трескучие» темы, связанные с личностным ростом. Но в разных своих ипостасях занимаюсь этим не первое десятилетие. Есть много умных и интересных книг об этом – я все их прочитал.

Можно ли связать игровой опыт с бизнесом? Принятие решений – главное, что должен уметь человек, занимающийся бизнесом. Причем на любом этапе. Можно выделить такой цикл: выявление проблемы, ее осмысление и постановка задачи, генерация идей, выбор лучшего из имеющихся вариантов решения и проверка его на эффективность.

Кадр из трансляции "Что? Где? Когда?"
Кадр из трансляции "Что? Где? Когда?"

Я сконцентрируюсь на выборе лучшей гипотезы. Основные критерии таковы: соответствие условиям задачи, практическая применимость, экономичность, точность, простота, доверие и даже внутренний голос. Вам необходимо дистанцироваться от проблемы. При принятии решения нужно действовать с холодной головой. Есть такой прием, как «квадрат Декарта»: 1) что будет, если это произойдет; 2) что будет, если это не произойдет; 3) чего не будет, если это произойдет и 4) чего не будет, если это не произойдет. Вы можете объективно подсчитать, какое решение объективно лучшее.

Очень важный прием – «правило 10 – 10 – 10». Посмотрите на решение из другого момента времени: через 10 минут, 10 часов, 10 месяцев. Пригласить ли девушку на свидание? В случае отказа через десять минут вам будет неприятно, через десять часов вы расслабитесь, а спустя месяцы даже не вспомните об этом. А если она согласится, это может повлиять на всю вашу жизнь. Не будете знать, как от нее избавиться.

Или посмотреть на ситуацию глазами другого человека, который может принять более объективное решение. Что бы вы посоветовали лучшему другу? Ведь всегда проще решить за другого.

-3

«Правило коричневых M&Ms» позволяет предсказать последствия. В 1970-е годы у рок-группы Van Halen был лучший в Америке звук, потому что они возили с собой десять грузовиков с техникой. И они прославились своим капризом: чтобы им приносили конфеты M&Ms, но чтоб в вазе при этом не было ни одной коричневой. Но музыканты должны были быть уверены, что оборудование станет монтировать трезвый и квалифицированный электрик. Иначе выходить на сцену просто опасно. И если организаторы не смогли решить такую простую задачу с конфетами, то им нельзя доверять. Перед важным решением необходимо дешевым способом его проверить. Другой пример – создатели стартапа по продаже автомобилей разместили в интернете дешевый сайт, на котором были только фотографии машин и телефон. За первый день они продали три авто. Раз проект работает, тогда они сделали полноценный портал.

Иногда имеет смысл заплатить больше, чтобы снизить риски. Компания по продаже обуви берет человека на испытательный срок три месяца, но через месяц предлагает ему уволиться с хорошей компенсацией. В случае согласия сотрудник покидает их, сохраняя хорошее впечатление от фирмы. Если он отказывается, значит, для него возможность работы в компании важнее сиюминутной выгоды. В результате они имеют низкую текучку кадров и экономят на обучении персонала.

У меня было достаточно неудачных проектов. Когда осознаешь, что деньги потрачены зря, это надо пережить. Но нет ничего ценнее, чем когда сам наступаешь на грабли. Осознание того, что нас привело к успеху, позволяет быть более успешным и на следующем шаге.

Вкладываясь, я устанавливаю максимальную сумму, которую я готов потратить. И могу позволить себе инвестировать в разные проекты. Нужно быть готовым и к рискам, и к успехам. Одна американская компания в начале 80-х годов стала производить жидкое мыло. Так как его формула была известна, они не могли запатентовать ее и защитить себя от более крупных игроков. Тогда они загрузили единственного производителя пластиковых колб заказами на два года вперед, чтобы конкуренты не нашли необходимых комплектующих. Через несколько лет предприниматели продали свой бизнес, но на очень хороших условиях.