Найти тему
НУАР-NOIR

Нуар на тему гражданской войны

Да ещё созданный к юбилею Октябрьской революции

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

День добрый, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на канале, который посвящен мрачному мета-жанру, который среди культурологов и любителей кино более известен под коротким словом «нуар». Мы уже делали несколько материалов, в которых рассказывали о так называемом «советском нуаре». Сегодня у нас очередная «глава» в этой «повести»

Если вы запамятовали, то напомним, что в Советском Союзе очень трепетно относились ко всякого рода юбилеем. А во главе этой юбилейной иерархии находились годовщины Октябрьской революции. Не так давно мы «отмечали» её столетие, которое не пришлось на «советскую реальность». Поэтому первым крупным и круглым юбилеем в СССР был 1967 год, то есть пятидесятилетие революции. По сложившейся традиции к этой дате снималось множество фильмов. Обычно про саму революцию и последовавшую за ней гражданскую войну

-2

Именно тогда было решено дать «слово» молодым режиссерам. И в этом на свет появился киноальманах «Началом неведомого века». В нём было три новеллы. Нас интересует первая, которая именовалась «Ангел». Сразу же отметим, что «нуар» и «революция», сочетание весьма диковатое. Обычно, когда делали фильмы про гражданскую войну, то использовали приемы, характерные для вестерна. В итоге был рожден т.н. «революционный вестерн» или «советский вестерн». Достаточно вспомнить «Неуловимых мстителей», «В стреляющей глуши» или блистательную ленту Никиты Михалкова «Свой - среди чужих, чужой – среди своих» (1974). Был даже революционный ремейк «Великолепной семерки» - фильм «Шестой» (1982).

-3

Однако в данном случае речь шла именно о нуаре. Автором новеллы был тогда начинающий режиссер Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба»). Он как раз был увлечен эстетическими приемами Годара, а тот в свою очередь пытался осознать с «европейской точки зрения» наследие нуара (вспоминаем «Афльфавиль» 1965 года). В итоге натуралистичность повествования об одном эпизоде из гражданской войны получилась гнетущей и даже шокирующей. В ней даже грязь была настоящая

-4

Традиционное для американского кино шоссе заменила железнодорожная полоса, по которой едет открытая платформа. На ней находятся несколько человек, в том числе комиссар Парфенов, которого сыграл только что пришедший в кино Леонид Кулагин. Как и положено комиссару, он полностью убежден в правоте своего дела. В его голосе жесть, во взгляде – сталь. Один словом «Темный рыцарь» эпохи гражданской войны. Однако претворить идеи в жизнь ему не суждено.

-5

Сайт про нуар http://noir-film.ru

Платформа идет по району, где действует банда батьки Ангела, персонажа вполне реального (вспоминайте Папанова из фильма «Адъютант его превосходительства»). В итоге поезд атакуют, платформу грабят, а ехавших на ней берут в плен. Дочку машиниста насилуют. Однако больше всего «не повезло» комиссару. И его публично казнят. Причем, способом почти изуверским. Детали передаться не будем, чтобы не шокировать читателя. Но обозначим, что при этом использовалась кувалда и наковальня. По большому счету на этом конец новелле. Уцелевшие еле бредут куда-то вдаль.

Понятное дело, столь вызывающий криминальный пессимизм не пришелся по духу кинематографическому начальству, а потому альманах решили «положить на полку». Вот такая история. Не всегда «советский нуар» - это история успеха. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим рассматривать детали советских нуарных лент, а потому не забывайте читать наши материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».