Пятая линия Московских центральных диаметров еще только разрабатывается, но страсти вокруг нее уже кипят. В частности, есть угроза для национального парка «Лосиный остров» — железная дорога может его потеснить.
МЦД-5 в будущем соединит Пушкино и Домодедово. На схеме, которую опубликовало правительство столицы, диаметр тянется не через сам парк, а вдоль уже имеющихся путей, через Москву.
Но «Лосиному острову», похоже, придется «подвинуться».
Вопрос о возможности изменения границ нацпарка поручено проработать Минтрансу и Минприроды совместно с правительствами Москвы и Московской области.
Что может грозить «Лосиному острову»? «Коммерсантъ» предполагает, что опасный участок находится в пределах МКАД от станции МЦК «Ростокино» до парка «Сокольники». Это около 3,5 км. Там вдоль границы с парком проходит железнодорожная ветка Ярославского направления.
Некоторые эксперты говорят, что трогать «Лосиный остров» при строительстве МЦД совершенно незачем. Чтобы организовать транзитное движение на этом участке, достаточно использовать существующие направления.
К тому же, снова напоминают экологи, федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» запрещает исключать из национальных парков участки — хоть под дорогу, хоть под что-то другое. В Совете по правам человека при президенте РФ тоже считают, что строить железную дорогу через «Лосиный остров» нельзя.
Только почему-то запреты не очень работают. Бедный-бедный парк. Так и норовят его покромсать.
Напомним, что на юге парка планируют строить дублер Щелковского шоссе, из-за чего из состава «Лосиного острова» будут исключены 140 га. О вариантах расширения Щелковского шоссе думали с 2012 года и пришли к мнению, что самым оптимальным вариантом является заход на территорию национального парка.
В качестве компенсации к «Лосиному острову» присоединят Горенское и Монинское лесничества — их площадь составляет почти 2000 га. Правда, оба лесничества находятся далековато от нацпарка.
Экологи не сдаются — «Гринпис России» обратился в Генпрокуратуру. Мол, налицо нарушение законодательства.
Еще одна угроза для «Лосиного острова» — его может задеть Северо-Восточная хорда. Активисты уверены, что всё это является началом «перекройки» земель нацпарка.
Есть ли альтернативы МЦД-5? Экологи говорят — есть. Строить тоннели и метро. Только вот метро теперь не вариант — Минтранс и правительства Москвы и области решили, что в Балашиху, Красногорск и Мытищи метро не придет.
Потому что это критически перегрузит подземку. Ставка будет сделана как раз на развитие МЦД.
Новые дороги всё равно нужны, и если выбирать между автотрассой и железной дорогой, то второй вариант разумнее. МЦД сможет перевезти больше людей, а земли для его строительства нужно меньше.
Специалисты говорят, что поскольку железнодорожные пути вдоль парка «Лосиный остров» уже есть, то речь идет только о расширении технического габарита. А это решается путем эколого-инженерного заключения.
Конкретного плана МЦД-5 пока нет, уверенно говорить о том, что «Лосиный остров» пострадает, пока рано. Но глядя на то, как быстро в Москве развивается транспортная система, вопрос МЦД-5 и границ национального парка, похоже, будет решен быстро.
Потому что линию «Пушкино — Домодедово» планируется запустить к 2023 году.
А к 2025 году, по прогнозам властей области, население трех самых крупных и перенаселенных городов Подмосковья — Балашихи, Мытищ и Красногорска — перешагнет за 4,5 млн человек. То есть пассажиропоток может подрасти на 85%.
Напомним, что через Красногорск пройдет МЦД-2 «Нахабино — Подольск», который будет запущен в конце 2019 — начале 2020 года. В эти же сроки поедут поезда на МЦД-1 «Одинцово — Лобня». В дальнейшем будет открыт третий МЦД, который соединит Зеленоград и Раменское.
Еще два диаметра — «Апрелевка — Железнодорожный» и «Пушкино — Домодедово» — сейчас находятся в разработке. Заденет ли МЦД «Лосиный остров» или вопрос будет решен в пользу парка?..