Найти в Дзене

Редактор издательства о современной литературе. Жук высоко на стене

«…Опасаться стоит не столько пассивности общества, сколько его попыток отвратить надвигающуюся катастрофу путём перетекания читательских масс в писательские.»
О. Новокщёнов, А. Киреев, Д. Горшечников,
«Архив барона Унгерна»
Кадр из фильма «Завтрак Нагишом», реж. Дэвид Кроненберг, по одноимённому роману Уильяма Берроуза
Кадр из фильма «Завтрак Нагишом», реж. Дэвид Кроненберг, по одноимённому роману Уильяма Берроуза

Итак, в русской литературе царит вседозволенность, мы так этого ждали, давайте же теперь разберёмся, как нам в её условиях выживать. Речь пойдёт о лейтмотивах современной прозы, авторской самоидентификации и позиционировании русской литературы в умах и сердцах поколения.

Я редактор издательства современной художественной прозы, специализация — несерийная литература и неформат. Ежедневно созерцаю поток рукописей ныне живущих авторов России и ближнего зарубежья, преимущественно молодых. Рукописи эти можно условно разделить на пять направлений:

  • Любовь
  • Фантастика
  • Порнография
  • Патриотизм
  • Нечто совершенно иное

Поговорим о каждом из них в отдельности.

Источник: https://www.facebook.com/RusEmbUSA/photos/a.493759737501088/972127972997593/?type=3&theater
Источник: https://www.facebook.com/RusEmbUSA/photos/a.493759737501088/972127972997593/?type=3&theater

1. Любовь

Все любят любовь — передатчик, сигнал и приёмник в одном лице, пятый наш элемент, священный наш грааль. Ни одно большое произведение не обходится без романтической линии, уж слишком сух выходит салат бытия в отсутствии этого всесвязующего майонеза. Однако хозяюшки (ничего не попишешь, большей частью это женщины) иногда заправляют им так густо, что вкус прочих ингредиентов теряется (если их вообще удаётся обнаружить).

В издательствах серийной литературы такие штуки относят к разряду ‘young adult’: романтические истории о красавице и чудовище — идеальном мужчине, хранящем свой мрачный секрет, увы, делающий героя недостижимым для нашей принцессы. Потом герой всё-таки, как правило, становится достижимым, но — только для героини, а не для юной читательницы. Известен случай, когда школьница взяла отцовский ТТ и выстрелила себе в голову, когда осознала, что оборотень Джейкоб из вампирской саги «Сумерки» — вымышленный персонаж. Такие дела.

Оборотень Джейкоб, источник https://tattootoday.org/tattoo-history/articles-about-the-tattoo/werewolf-the-meaning-of-jacob-s-quilt
Оборотень Джейкоб, источник https://tattootoday.org/tattoo-history/articles-about-the-tattoo/werewolf-the-meaning-of-jacob-s-quilt

2. Фантастика

Отечественная фантастика новой волны — явление поистине массовое и поставленное на поток несколькими крупными издательствами наряду с детективами, кулинарией, любовной лирикой и книгами про осознанность. Начиналась эта волна очень хорошо — например, с чудесной трилогии Андрея Белянина «Меч без имени». Да, это три книги про попаданца, но в 90-е это ещё не было слишком, в те годы двери в параллельные миры ещё не распахивались перед каждым, у кого была клавиатура. Однако знание распространилось, и теперь все порталы открыты настежь: магическое средневековье, древняя Русь, альтернативные версии ВОВ и главное — бесконечный космос, населённый, соответственно, бесконечным количеством рас, сущностей и механизмов. Пиши что хочешь, нет никаких границ, кроме одной — между количеством и качеством.

Фантастика прошлого века — как отечественная (Алексей Толстой, братья Стругацкие, Евгений Замятин), так и западная (Курт Воннегут, Рэй Брэдбери, Айзек Азимов) — несла идеи освоения космоса, технологий, социума и духовной жизни человечества, расширяла сознание. Казалось бы, в этом и должна оставаться её функция, однако нынешняя фантастика в массе своей трансформировалась в самоповторяющие боевики о попаданцах, телепортирующихся, спящих с инопланетянками и размахивающих мечами (неважно, средневековыми, световыми или даже световыми в средневековье). Конечно же, в этой массе есть (их не может не быть) жемчужины, действительно открывающие новые грани космоса и сознания, дающие ответы на актуальные вопросы. Как их разглядеть издателю — ещё можно представить (мудрый автор, скорее всего, сделает начало произведения таким, чтобы издателю было за что зацепиться), а вот как их разглядеть читателю в огромной массе беллетристики — решительно непонятно. Похоже, нам требуется нечто совершенно иное.

Кадр из фильма «Человек-Амфибия», реж. В. Чеботарёв, Г. Казанский, по роману А. Беляева
Кадр из фильма «Человек-Амфибия», реж. В. Чеботарёв, Г. Казанский, по роману А. Беляева

3. Порнография

На прошлой неделе миновала четверть века со смерти Чарлза Буковски, а волна подражания его произведениям идёт по миру (или, по крайней мере, по России) до сих пор. Тема шлюх и бухла — отличный крючок, чтобы зацепить широкие читательские массы. И Буковски умело им пользовался, не забывая при этом вложить в свои тексты идеалы красоты, дезавуировать пороки общества, дать выход скопившемуся в нарывах системы гною. Он взял лучшее и худшее из двух миров и донёс это до масс, и оба мира отплатили ему по заслугам. К сожалению, большинство последователей Чарлза пока не ушли дальше оболочки «шлюхи и бухло». Кроме того, тексты Буковски крайне автобиографичны (по крайней мере, в это легко верится). Лучшие из последователей это уже поняли и пишут теперь не про американских шлюх и бухло, а про своих (и это уже кое-что!), но, увы, на этом небосклоне пока не загорелось Бетельгейзе, в большинстве здесь авторы в стадии подражания и самолюбования.

Кадр из фильма «Анжелика маркиза ангелов», реж. Бернар Бордери, по книге А. Голон, С. Голон
Кадр из фильма «Анжелика маркиза ангелов», реж. Бернар Бордери, по книге А. Голон, С. Голон

4. Патриотизм

Всё не так плохо. Нет, правда. Заказной патриотизм штампуется хорошо обученными книггерами и издаётся в специально отведённых для этого сериях крупных издательств. Мало кто из реальных авторов на полном серьёзе посвящает свою жизнь созданию ура-патриотических опусов в «высоких» целях. Нам приходят в основном исторические романы про ВОВ (иногда написанные хорошим языком, но не подходящие нам как издательству современной литературы), либо же вещи, патриотические генетически, по-славянски, из разряда «Вышла Дарья поутру в поле широкое, ярилом обласканное, минуя навозные кучи, благоухающие парным молоком» (навоз в них почему-то обязательно пахнет именно парным молоком), довольно атмосферные, но, как правило, бессюжетные и безыдейные вещи, которые также нельзя отнести к современной литературе. Замечу, что безыдейные — это в лучшем случае, а в худшем — в них можно обнаружить идеи, согласно которым колыбель человечества — русская Гиперборея, или ещё чего похлеще.

Источник: https://shkolazhizni.ru/world/articles/67115/
Источник: https://shkolazhizni.ru/world/articles/67115/

5. Нечто совершенно иное

Иногда меня спрашивают, что в нашем издательстве всё-таки издают, и если мы издаём неформат, то что такое этот неформат? Отвечу честно: не знаю. Не имею ни малейшего представления — до тех пор, пока не увижу тот самый текст. Это может быть что угодно, предугадать невозможно.

Я привык считать, что писатель, как и любой художник — орган чувств своего народа, а миссия его в том, чтобы ретранслировать важнейшее из прожитого и, возможно, указывать путь к решению проблем. Кто-то с этой целью сочиняет фантастические, но околореальные истории, кто-то наоборот передаёт до боли знакомую жизнь, где даже имена героев отличаются от имён прототипов всего одной литерой. Но почему-то всегда очевидно, когда история создана естественным путём, а когда — искусственным, ради славы, заработка или самоутверждения.

Положение дел на сегодня таково, что известным (в том числе как писатель) может стать любой, у кого выстрелил ролик на YouTube или есть необходимые деньги и знакомства для раскрутки. Также в писатели может выйти тот, кто прославился на другом поприще, например, издательство «АСТ» недавно выпустило очередной роман актёра Ивана Охлобыстина под названием (приготовьтесь) «Улисс».

Задумчивый роман И. Охлобыстина
Задумчивый роман И. Охлобыстина

Но что делать тем, кто действительно хочет и умеет писать, а больше ничего не умеет и не имеет?

Уважаемый мной главред журнала «Боюсь Вирджинии Вулф» Роман Смирнов завершает свой материал «Don’t try. Про авторство» следующим абзацем:

«Авторы — новый пролетариат. Зритель — новая буржуазия. Разница в том, что классические пролетарии в душе всегда мечтали попасть на место богатых. В случае с авторами и зрителями всё ровно наоборот. Соблазнённые зрители перетекают в авторы. В огромных масштабах. Это ужасно. Хочется даже сделать отсылку, за которую будет стыдно — я сделаю. Не зря на могиле Буковски было выгравировано «Don’t try».»

Источник: http://epitafii.ru/necrolog/charles-bukovsky.html
Источник: http://epitafii.ru/necrolog/charles-bukovsky.html

Разделяю озабоченность коллеги перетеканием читательских масс в писательские (хотя считаю, что уж лучше такая вседозволенность, чем считать писателями только членов Союза писателей). Также знаком с его позицией «текст-как-искусство» и четырьмя кризисами современной культуры из эссе «Бездна, которая катится в мир». Но в свою очередь хотел бы напомнить о контексте, из которого возникла знаменитая эпитафия Буковски «Don’t try». Это фраза из его письма Джону Уильяму Коррингтону:

«Они спрашивают меня: ‘Что вы делаете? Как вы пишете, творите?’ Не делать, отвечаю я. Не пытаться. Это очень важно: ‘не пытаться’, хоть речь о Кадиллаке, хоть о творении, хоть о бессмертии. Ты ждёшь, и если ничего не происходит, ждёшь ещё. Это как жук высоко на стене. Ты ждёшь, когда он подползёт к тебе. И когда он оказывается достаточно близко, ты тянешься и прихолопываешь его. Или, если тебе нравится, как он выглядит, делаешь его питомцем.»

Источник: https://www.pinterest.ru/pin/531002612313923284/
Источник: https://www.pinterest.ru/pin/531002612313923284/

Всегда найдётся тот, кто не пытается. Недостаточно просто уметь писать, надо пройти свои личные испытания, но не пытаться, а сделать то, что необходимо в конкретный момент (или не сделать, что бывает ещё важнее). Дмитрий Горчев на вопрос о его профессии отвечал, что он дизайнер, потому что считал, что называть себя писателем — стыдно. Писатель должен быть кем-то ещё, чтобы о чём-то писать. Кроме, может быть, исключительных случаев, когда автор понимает жизнь настолько тонко и глубоко, что может рождать целые миры, никуда не выходя из кабинета. Так или иначе, проложить себе дорогу в любых условиях — фундаментальное свойство таланта, иначе — он не талант.

Что же касается четырёх кризисов культуры, то они действительно есть и представляются неразрешимыми. Но культура (в частности текст как её фундамент) — это, кроме всего прочего, как раз средство разрешения неразрешимых кризисов, даже парадоксов. И, пожалуй, наиболее сложным кризисом, с которым могла бы столкнуться культура, стал бы кризис отсутствия всяких кризисов, поскольку это поставило бы под вопрос саму необходимость её существования. То-то бы она вздрогнула. Но, боюсь, что до этого мегабосса нам с вами ещё очень и очень далеко.

Шао-Кан, босс Mortal Combat, источник: https://blog.us.playstation.com/2019/04/19/revealing-outlandish-new-mortal-kombat-11-costumes/
Шао-Кан, босс Mortal Combat, источник: https://blog.us.playstation.com/2019/04/19/revealing-outlandish-new-mortal-kombat-11-costumes/

Русская литература — главный и фактически единственный самобытный продукт российской национальной идентичности. Наша земля — издревле поставщик страданий планетарного масштаба. Люди здесь искренне боятся быть счастливыми, а кто не боится, тот живёт в окружении тех, кто боится, и неизвестно ещё, что страшнее. Отсюда и тексты русской классики, восхищающие мир. Русскую литературу невозможно заменить, невозможно убить, её можно только спрятать в океане русской же графомании, что и происходит на наших с вами глазах. Если мы хотим видеть русскую литературу живой, хотим с гордостью представлять её остальному миру, то нам необходимо извлечь этот ковчег со дна. На это уйдёт много лет и человекочасов. Это очень сложно, но возможно — путём создания и развития издательств нового формата, брендов, которые служили бы не конвейерами монетизации любых словосочетаний, а гарантами качества — так, чтобы прочитав одну любую книгу издательства, человек точно понял, что ему стоит прочитать и другие. Такое издательство должно быть тем самым домом богача, где крестьянскому мальчику единожды довелось поспать на мягкой кровати, выпить шампанского из хрустального бокала и отведать фруктов из дальних стран. Но богатство это должно быть духовным, а мальчик должен иметь возможность в любой момент вернуться в этот дом.

Сергей Дедович, шеф-редактор издательства Чтиво

Источник: https://mobile-review.com/articles/2016/reader-book-1.shtml
Источник: https://mobile-review.com/articles/2016/reader-book-1.shtml

Больше по теме:

«Я никогда не видел его пьяным»: интервью с издателем Чарлза Буковски

Эксперимент с восприятием. О книге «Проститутки на обочине» Эриха фон Неффа

Новости инди-книгоиздания №8