О Шерлоке Холмсе
В рассказах о Шерлоке Холмсе есть одна черта, которая, конечно же, привлекает внимание и даже стала причиной множества анекдотов, но сущность ее мало кто понимает. Речь вот о чем.
По профессии да и по призванию Шерлок Холмс — ученый, который занимается исследованиями в области естествознания, прежде всего химии и медицины. При первой встрече с Ватсоном выясняется, что Холмс работает лаборантом в больнице, где его характеризуют как ученого-энтузиаста, хотя и со странными интересами. Правда, потом в разговоре с Ватсоном Холмс называет себя «сыщиком-консультантом», но выясняется, что под этим ремеслом он понимает применение имеющихся у него обширных (хоть и несистематичных) научных знаний и методов.
Очевидно, что лишь в перерывах между научными штудиями он развлекается расследованием преступлений. Именно развлекается: это для него больше — хобби, возможность развеять скуку, проверяя в деле его метод исследования — знаменитую дедукцию (на самом деле, как известно, Артур Конан Дойль спутал дедукцию с индукцией; что речь идет о пути от частного к общему, говорит сам Холмс, утверждая, что по капле воды можно узнать о существовании Атлантики).
Холмс, как и полагается ученому XIX века, очень скептичен и начисто лишен религиозного чувства. Однако поначалу на окружающих он производит впечатление настоящего мага. Только увидев кого-либо, или даже посмотрев на его след, он способен рассказать очень и очень много о нем, его внешности, характере, жизни.
Слово «маг» я употребил неслучайно. Холмс с в своей газетной статье именно так рекомендует человека, подобного себе:
«Люди непосвященные сочтут его чуть ли не за колдуна, пока не поймут, какой процесс умозаключения этому предшествовал» (причем словом «колун» переведен термин «a necromancer»).
Более того, Холмс очень любит таким образом вводить окружающих в заблуждение, он наслаждается произведенным эффектом. Но и с не меньшим наслаждением разоблачает себя, и объясняет, что за внешне таинственной способностью, заставляющую подозревать в Холмсе сверхъестественные потенции, скрывается простые наблюдательность и логика!
Обратим внимание и на то, что многие дела, за расследование которых он берется, начинаются с событий таинственных, почти мистических, так что сначала читая рассказ не можешь отделаться от мысли, что это нечто вроде английского «готического романа» (кстати, Конан-Дойль сам признавал, что «Собаку Баскервилей» он писал, подражая «готическому роману»). Но в результате расследования скептичного Холмса всему вдруг находится весьма прозаическое, «земное» разъяснение.
Первой повестью о Холмсе был «Этюд в багровых тонах». Там полиция находит труп богатого американца, а рядом с ним, на стене надпись кровью — «Месть». Перед нами явная отсылка к Библии, где есть сюжет о надписи кровью, которая сама собой появляется на стене. Кроме того, надпись сделана по-немецки, — что это как не намек на немецких романтиков с их культом средневекового мистицизма?
В итоге оказывается, что духи и привидения здесь не при чем, подоплека этого — романтическая история, а если что-то и связывает ее с религией, то с такой очень своеобразной религией, как мормонство.
«Пестрая лента» поначалу представляется рассказом о странных смертях девушек, навевающих мысли о потустороннем мире в силу упоминаний о пестрой ленте и загадочном свисте.
Холмс выясняет, что за этим стоит корысть и жестокость отчима девушек и прирученная им змея (и кстати, именно в «Пестрой ленте» Холмс оговаривается, что его интересуют только необычные и даже фантастические дела).
«Собака Баскервилей» — откровенно мистическая легенда о дьявольском существе и проклятии целого рода, каково же разочарование и в то же время облегчение читателя, когда он обнаруживает в конце всего лишь псину, намазанную фосфором. В «Обряде дома Месгрейвов» причиной загадочных событий в замке является афера, учиненная дворецким и служанкой.
Примеры можно умножать, но их смысл, кажется, вполне ясен: одна из главных идей рассказов о Шерлоке Холмсе сводится к тому, что все, кажущееся загадочным, мистическим, сверхъестественным — от поведения самого Холмса до событий, с которыми он сталкивается — объясняется легко и просто и имеет совершено естественные причины.
Для ученого эта позиция вполне понятная, ведь одной из важнейших функций науки Нового времени, благодаря которой эта наука произвела настоящую ментальную революцию, является функция разоблачения, расколдовывания мира.
Мир прежней средневековой цивилизации был населен Богом, ангелами и демонами, духами и призраками; солнце, звезды, ветер, земля выступали как живые существа, с которыми можно вступить в общение; даже меч имел свое имя и свой характер и абы кому не подчинялся. Но вот появилось на свет механистическое экспериментальное естествознание и с мира спал таинственный флер, он предстал как совокупность мертвых атомов, связанных бездушными силами, которые можно описать математически (кстати, и метод новой науки при самом ее возникновении философ Бэкон также назвал индукцией — и тоже ошибочно, потому что, как потом показал Галилей — это гипотетико-дедуктивный метод).
Произошло расколдовывание мира, о котором писал Вебер. В этом новом расколдованном мире нет чудес, души, жизни (Холмс в «Этюде в багровых тонах» прямо называет жизнь «бесцветной пряжей»).
Это мир исчислимый, предсказуемый, работающий как часы, но настолько скучный, что умному человеку остается в нем развлекаться решением криминальных задачек, курить трубку, мучить себя извлечением из скрипки ужасных звуков и гасить свой ум наркотическим дурманом.
Собственно, тема наркотиков здесь неслучайна: убив мифологический, волшебный, сказочный мир, Холмс понимает, что жить в новом механическом космосе невозможно и при помощи наркотика воссоздает пусть и иллюзорно, чудесную реальность, но уже губя, разрушая самого себя.
Шерлок Холмс в этом смысле — фигура знаковая и трагическая, он воплощает как величие механистической науки, так и ее бесчеловечность…
Он предрекает гибель научной цивилизации, «мира без веры и чуда» в потребительско-наркотическом трансе. Что мы и наблюдаем сегодня.
Рустем ВАХИТОВ