В настоящее время только некоторые (искусствоведы, антиквары, специалисты, люди старшего поколения) знают про урановое стекло. Между тем. оно было широко распространено и активно производилось в XIX - начале XX веков. Люди активно покупали изделия из зеленого и желтого стекла, поскольку считалось, что их мистический свет отгоняет злые души (спиритизм - являлся повальным увлечением в тот период).
Но только единицы знают про такую разновидность уранового стекла как канареечное. По сути дел.а это то же самое урановое стекло, однако отличающееся наивысшей степенью светимости и золотисто-зеленым оттенком.
Для изготовления такого стекла применялись оксиды и соли урана в строго определённой концентрации (0,45 процента), что для того времени было очень трудно выдержать. Поэтому канареечное стекло производилось только тремя зарубежными фирмами:
Bogemia Crystal
Bagley
Davidson.
Долгое время никто не мог разгадать рецептуру этого стекла, однако в 1830 году российские стеклодувы сумели её определить, и, начиная с 40-х годов XIX века, производство канареечного стекла началось в нашей стране. Сначала им снабдили императорский двор, после чего оно прочно вошло в моду, и сервизами из канареечного стекла обзавелася практически вся знать, купечество, высшее духовенство.
Со временем сервизы стали матировать кислотой, покрывать эмалями, соединять с другим стеклом, расписывать красками и даже покрывать золотом. Если у семьи был такой сервиз - считалось, что жизнь удалась. В 1846 году за сервиз для вина из канареечного стекла купец рязанской губернии Иван Филимонов заплатил 350 рублей золотом, что соответствовало стоимости 15 крепостным крестьянам.
Однако в 40-х годах XX века такое стекло перестали производить, что было связано с его смертельной опасностью... для стеклодувов. Канареечное (урановое) стекло в форме готового изделия для человека никакой опасности не несёт, однако оно смертельно опасно для тех, кто его производит. Соли и оксиды урана во время плавки шихты активно выделяются в воздух и оседают на легких стеклодувов. Редко кто из стеклодувов доживал до 40 лет.
С канареечным стеклом Людмила Марковна Гурченко познакомилась во время посещения одной из выставок Эрмитажа:
"...Я увидела прозрачную зеленую вазу! Ярко светило солнце, на бюро из карельской березы стояла эта ваза удивительной красоты. Словами не передать... Я, еще учась в институте, начала ходить по комиссионным магазинам покупать вазочки..."
Со временем простое увлечение переросло в страсть. Актриса не могла пройти мимо ни одного магазина с антикварным стеклом. О её увлечении знали все друзья, знакомые, коллеги по актёрскому цеху, поэтому часто дарили изделия из канареечного стекла. В музее актрисы этими изделиями ярко желтого и зеленого цвета заставлено три подоконника. Это и дореволюционные кувшины и графины, один из которых (возможно!) принадлежал царской семье, и изделия советского времени.
По воспоминаниям родных, актриса часто сидела у окна и смотрела как солнце освещает золотисто-зелёные вещицы, наблюдала, как в последних лучах заката разгорается флуоресцентное свечение "магического" стекла. Сама актриса утверждала, что это стекло давало ей силы и энергию. И судя по той неуёмной энергетике, которой обладала Людмила Марковна, это действительно так.
Сегодня канареечное стекло не выпускается, поэтому представляет собой значительную коллекционную ценность, в зависимости от времени изготовления вещи, её сложности, красоты и производителя стоимость может колебаться от 2-3 тысяч рублей до 70 - 80 тысяч.