Апогей френч-нуара и войны «нечистых копов»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
День добрый, дорогие читатели! Мы рады вас приветствовать на канале, который посвящен мрачным криминальным драмам, более известным под коротким словом «нуар», что в переводе с французского означает «черный». Несмотря на то, что слово французское, но нуар в первую очередь ассоциируется с американскими лентами 40-50-ых годов. Хотя он уходит корнями в европейское кино. С одной стороны в немецкий калигаризм (от «Кабинета доктора Калигари»), нам более известный как «германский киноэкспрессионизм». С другой стороны, в французский «поэтический реализм».
Надо сказать, что французы всегда ревниво относились к нуару и делали всё возможное, чтобы доказать, что они в этом отношении ничуть не хуже, а даже лучше американцев. И в известной степени преуспели, так как в самом начале 60-ых годов появилось совершенно уникальное и самостоятельное направление в кино, т.н. «френч-нуар». Именно он вдохнул второе «дыхание жизни» в этот жанр, который полагали «умершим». Именно благодаря французским режиссерам (в первую очередь Жан-Пьеру Мельвилю) на свет появился нео-нуар.
Есть во французском нуаре значимые, почти культовые адреса. Один из них Париж, набережная Орфевр, 36. Это на острове Сите – там, где недавно сгорел Нотр-Дам-де-Пари. Я рядом с ним по указанному адресу располагается главное управление криминальной полиции, так сказать «парижская Петровка, 38». Это объясняет, почему адрес регулярно встречается в нуаре. Начиная с одной из первых французских лент («Набережная Орфевр», 1947), которая была вдохновлена классическим американским нуаром. До фильма 2004 года («Набережная Орфевр, 36»), который можно назвать апогеем и высшей точкой развития френч-нуара. О нём и будет наш сегодняшний рассказ
Какое же мое было удивление, когда я, очень впечатленный данным фильмом, узнал, что его режиссером был не «киношник», а полицейский в отставке. Оливье Маршаль двенадцать лет ловил всякого рода грабителей и налетчиков, а потому знал, о чем говорил. Иногда у нас в стране можно слышать недовольное бурчание либеральной публики, мол, в наших криминальных сериалах воспевается нарушение протокола отечественными полицейскими. Могу заверить, на фоне того, что показано в «разбираемом» фильме, «наши менты» просто «ангелы» (что, конечно, ни разу не оправдывает их возможного противоправного поведения).
Рассматривая «Набережную» возникает ощущение, что в парижской полиции вообще нет ни одного «правильного» полицейского. «Все замазаны» - как говорилось в одном сериале. Различие состоит в том, что одни как бы «не-совсем-сволочи», а другие -«форменные гады», на этом и построен драматический конфликт (извините за выражения, но не знаем, как сказать ещё мягче). Совсем нехорошего персонажа играет Жерер Депардье, который ещё обладает относительно стройной фигурой, а потому может без проблем походить на жесткого оперативника, который делает карьеру, в буквальном смысле слова «шагая по трупам».
Не совсем плохого «грязного копа» играет Даниеэль Отой, который, несмотря на «обстоятельства», всё-таки пытается сохранить хотя бы видимость принципиальности. В итоге личный конфликт («Ищете женщину»), перерастает в конфликт служебный (кто займет место начальника управления), а затем выливается в форменную войну кланов. Впечатление на выходе очень гнетущее, но иного в нуаре быть не должно. Вы же не комедию пришли смотреть!
Сайт о нуаре http://noir-film.ru
А ещё фильм учит тому, что «милосердие» это очень «опасная вещь». Собственно эту же мысль можно уловить в легендарном нео-нуаре «Путь Карлито» (1993) с Аль Пачино в главной роли. Мы не будем пересказывать вам сюжет «Набережной», так как это означает вам испортить впечатление, ибо резких поворотов и «сюрпризов» будет масса. Можем лишь сообщить один интересный факт. Во время съемок использовались настоящие боевые патроны, поэтому звук от выстрелов такой реалистичный. Хорошо хоть никто не пострадал!
На этом мы заканчиваем наш экскурс в недра французского нуара. Однако в ближайшее время мы вновь перенесемся в эту европейскую страну, а потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».