Найти тему
Мнемозина

Юмор в СССР: чего лишила нас советская цензура?

Оглавление

Когда в СССР говорили о чем-то, что советское — значит отличное, все понимали смысл шутки. Конкурентоспособными с западными брендами объявили военно-промышленный комплекс, балет, водку и икру. Но мало кто тогда ценил юмор советского человека. Чувство юмора у советских людей действительно было отличное.

Вскоре после краха СССР исчез анекдот как общественное явление. Анекдоты про российских политиков чаще всего - переделанные анекдоты про советских вождей. Анекдоты про "новых русских", взяточников-бюджетников, нетрадиционно ориентированных больных и прочих - не народное творчество, а дешевые поделки профессиональных юмористов, которые пишут дорогие шутки для телешоу.

На эстраде и телевидении процветает авторская похабщина. Шутки и приколы - дешевые, рассчитаны на людей с эмоциями амебы или инфузории-туфельки. Они не запоминаются.

Из обихода исчезла сатира. Казалось бы, юмору и сатире мешала советская цензура. На самом деле она выступала в роли жесткого фильтра, через который не проходила похабщина, черный юмор и оскорбительные шутки.

В печати в советские времена царили сатирический журнал "Крокодил" и последняя страница "Литературной газеты". Фаворитами экрана были киножурнал "Фитиль" и телепередача "Вокруг смеха". На эстраде долгое время блистали дуэт Тарапуньки и Штепселя, а также великий Аркадий Райкин. Позднее к ним присоединились и ныне известные Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, пародист Александр Иванов, Геннадий Хазанов, Аркадий Арканов, Михаил Евдокимов и другие.

Да, они бичевали исключительно бытовые проблемы. обходя политические вопросы. И кому это мешало?

-2

Россыпи остроумия летели в массы из монологов и диалогов киногероев, растаскивались на цитаты и превращались в народный фольклор.

Многие персонажи, созданные Аркадием Райкиным и авторами его монологов актуальны до сих пор. Райкин обладал поразительным вкусом и выбирал для своих выступлений тексты, которые не уступают классическим.

Почему мы помним юмор и сатиру советских времен, а нынешние перлы юмористов - нет?

Потому что тогдашние мастера культуры играли на повышение уровня, а не на его понижение, стремились подтянуть публику на свою ступеньку, а не опуститься до нее.

Цензура это, конечно же, плохо. Почему какие-то дяди или тети указывают мне, над чем можно смеяться? Но, оценивая уровень современных шутников, ловишь себя на мысли о том, что, возможно, пора вернуть цензуру в ее не идейно-политическом, а культурном смысле. По крайней мере, будет хоть какой-то заслон от безвкусицы и пошлости. Рассказывать сальности и гоготать над тупыми приколами прекрасно можно и в узком кругу себе подобных.

А пока - пример того самого советского юмора и "замордованной цензурой" советской сатиры, который уже вошел в историю отечественной культуры.