Доброго времени суток. Сегодня поговорим о нескольких книгах российских авторов в жанре постапокалипсиса, а именно, мир, развивающийся после ядерной катастрофы. Для сравнения я выбрал два очень отличных, друг от друга, произведения, вернее циклов, состоящих из нескольких романов. В первом, автор создал яркий, но крайне неправдоподобный фэнтэзийный мир. Вторая книга, жесткая боевая фантастика, практически неотличимая, от популярного ныне жанра, боевой фантастики ближнего прицела.
В 2011 году увидел свет роман «Купец», российского писателя – фантаста Руслана Мельникова. Этот роман, первый из трех, входящих в цикл «Terra Mutantica». Мир после ядерной войны представляет собой лоскутное одеяло, огромные территории это зоны с повышенной радиацией – называемые «котлами». Так, вся Центральная Россия это зараженный, с повышенной радиацией ,котел. Многие земли просто не заселены, людей в Мире Мельникова не так уж много.
Ко времени действия книги, люди смогли преодолеть последствия гибели мира. Техническая цивилизация умерла, но человечество мал по малу возрождается. Возникают новые государства людей, в частности, Княжество Сибирское, откуда родом главный герой Виктор, по прозвищу Золотой, купец Сибирской торговой Гильдии. Развитие технологий, как в Сибирском княжестве, так и в большинстве других человеческих государств стоит на уровне Средневековья. Нет электричества, машинных технологий, развитых производств. Вместо них луки, стрелы, арбалеты, простейшее гладкоствольное дульнозарядное оружие, если честно, не помню, с фитилем или кремниевым замком.
Но самое интересное в мире купца Виктора не люди и их образ жизни. Вся соль зарыта в биосфере. После ядерной катастрофы, в местах заражения, в котлах, которые, напомню, занимают гигантские территории, стремительно мутируют животные, растения и люди. В следствие этого, возникает агрессивная среда, в которой, кроме риска радиоактивного заражения, люди просто могут быть скушаны какими-нибудь милыми зверушками или мутантами – людьми.
Тут автор цикла проявил масштабность фантазии, прочитав один роман или несколько из цикла, вы можете встретить саму различную, самую невообразимую живность. Например, что-то вроде грибов или слизней, которые в результате мутации обрели сознание и вообще, умеют подчинять своей воле людей. Этакие разумные слизни – паразиты, заражающие людей, кукловоды Роберта Хайнлайна нервно курят в сторонке. Возникают целые государства людей-симбионтов, цель которых распространение слизней - организмов среди людей (прикольно, что автор делает это государство пседворыцарским орденом, с соответствующей атрибутикой и антуражем).
Наверное, излишне говорить, что все это нагромождение резвящейся мутантной живности выглядит очень и очень неправдоподобно. Поэтому, на мой взгляд, книги цикла следует воспринимать как занятное фэнтэзи с элементами постапокалипсиса, или наоборот постапокалиптика с элементами фэнтэзи.
В целом, Руслан Мельников очень красочно описывает приключения и похождения главных героев, битвы с мутантами, псевдорыцарским орденом, путешествия и приключения по разным человеческим государствам и котлам, населенным разного рода диковинными монстриками. Стиль, диалоги, персонажи - вполне соответствуют определению – хорошая развлекательная книга. Так что, без тени сомнения рекомендую.
Совсем иной коленкор - серия романов фантаста Бориса Громова, под названием «Терский фронт» (романы «Выжить», «Выстоять», «Насмерть» - все выпущены в 2011 году). Да, на будущее, как в предыдущем случае, оказала влияние ядерная война. Но, в мире Громова вы не найдете мутантов – людей и агрессивных разумных паразитов. Последствия катастрофы здесь реалистичны. Ядерная война между Россией и блоком НАТО привела к радиоактивному заражению и запустению многих и многих территорий. После обмена ударами, долгие годы планету сотрясали климатические сбои, падение мировой экономики у стран, не участвующих в войне и незатронутых глобальной фукусимой и чернобылем, хаос и рост преступности. Но все проходит, проходит и хаос. Оправившееся человечество утратило многие технологии, однако техническая цивилизация людей была сохранена. Произошел лишь откат в технологиях, в одних аспектах на уровень середины 20-го века, в других – на столетие назад.
Чем будут заниматься человеческие сообщества, выжившие в глобальной войне супердержав?! Тем же самым, чем раньше - борьбой за ресурсы и территории. Резко усилившаяся, после времени хаоса, Турция, превращается в молодую империю и проводит экспансию по всем направлениям от своих границ. На севере ей противостоит Кубанская Федерация, все что осталось от России в этом мире. Югу относительно повезло, он оказался не затронут ядерными ударами «западных партнеров». Военные смогли взять власть в свои руки и объединив несколько бывших субъектов Российской Федерации, создать государство.
Главный герой романа, однако, не уроженец этого мира. Он попал сюда из прошлого. Омоновец, прапорщик Михаил Тюкалов, командирован в зону контр-террористической операции. В ходе боевого разведывательного рейда его группа попадает в засаду. Выстрел из гранатомета и Михаил теряет сознание, очнулся он уже в будущем, на том же месте. Там, в будущем, на территории части Северного Кавказа существует пограничная самоуправляемая территория – Терский фронт, населенный суровыми воинами. В этих землях ведется постоянная нескончаемая война, вернее не война, а просто постоянная жизнь с обыденными вылазками, перестрелками и засадами, между казаками и кавказскими кланами, которые входят в сферу влияния Кубанской федерации и независимыми кланами и тейпами, которые все больше и больше подпадают под влияние имперской Турции. Грядет большая война.
Ничего сверхъестественного Тюкалов в этом мире не видит и вписывается в мир будущего, в качестве наемника одного из многочисленных частных отрядов, что занимаются сопровождением и охраной грузов и пр., а также иногда, выполнением работы для спецслужб государства. Дальше спойлерить не буду.
Книга написана очень неплохо, в меру всего, и боев и мирной жизни. Неплохой стиль и диалоги, не утомляет, писать Громов умеет. Грамотно описаны боевые ситуации, оружие и пр. Автор романов, профессиональный спецназовец, с боевым опытом, то есть обладает необходимыми знаниями. Что хорошо, Громов не «грузит» читателя боевкой и ТТХ оружия и снаряги, повторюсь, всего в меру.
Вывод – очень добротный фантастический боевик, близкий к определению «фантастика ближнего прицела», для описания мира которого, автор на полную катушку воспользовался приемом постядерного мира.