Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Когда-то он заменял паровозы в депо, а теперь и ему вот уже 55 лет!

Маневровый тепловоз серии ЧМЭ3-4925. Фото из открытых источников в сети
Маневровый тепловоз серии ЧМЭ3-4925. Фото из открытых источников в сети

Маневровые тепловозы серии ЧМЭ3 впервые начали поступать на отечественные железные дороги вот уже 55 лет назад в 1964г. и впоследствии установили все возможные рекорды по продолжительности постройки, количеству выпущенных единиц и времени нахождения в эксплуатации. Тепловоз, выпускавшийся в Чехословакии предприятием "ЧКД-Соколово" в г. Прага, оказался в то время для советских машинистов буквально иномаркой тех лет, по сравнению с эксплуатировавшимися уже тогда с 1958г. отечественными ТЭМ1 и ТЭМ2, постройки брянского машиностроительного завода. По общей компоновке оборудования новый тепловоз очень походил на эти локомотивы.

Маневровый тепловоз серии ЧМЭ3. Фото из открытых источников в сети
Маневровый тепловоз серии ЧМЭ3. Фото из открытых источников в сети

По сравнению с вышеуказанными тепловозами ЧМЭ3, созданный по заказу советских железных дорог в Чехословакии, обладал мощностью в 993 кВт или 1350 л.с. против 882 кВт и 1200 л.с. соответственно на ТЭМ2. На тепловозе был применен газотурбинный наддув, а место на раме тепловоза занял дизель K6S310DR. Конструктивная скорость тепловоза составила 95 км/ч.

Тепловоз ЧМЭ3 уверенно вошёл в действующий локомотивный парк, придя в своё время в ряде депо на замену ещё паровозам. Простота и логичность конструкции, удобство в ремонте облегчали локомотивной бригаде и ремонтникам освоение новой техники.

С 1984г. тепловозы серии ЧМЭ3 стали оснащаться электродинамическим тормозом (ЭДТ), получив приставку Т к индексу серии.

Маневровый тепловоз ЧМЭ3Т-5482 1986 г.в. в Москве на рижском вокзале, июль 2015г. С 1989г. выпускались тепловозы ЧМЭ3 только с ЭДТ. Фото: Алексей Алексеев
Маневровый тепловоз ЧМЭ3Т-5482 1986 г.в. в Москве на рижском вокзале, июль 2015г. С 1989г. выпускались тепловозы ЧМЭ3 только с ЭДТ. Фото: Алексей Алексеев

В 1994 году завод в Праге построил последнюю партию из пяти тепловозов серии ЧМЭ3Т с номерами 7455 - 7459.

То самое чешское Simply Clever

ЧМЭ3-001 в заводской ливрее в музее в С.Петербурге на Балтийском вокзале. Фото: Алексей Алексеев
ЧМЭ3-001 в заводской ливрее в музее в С.Петербурге на Балтийском вокзале. Фото: Алексей Алексеев

В целом чехословацкие тепловозы очень хорошо себя зарекомендовали на отечественных железных дорогах. Особенно следует отметить мягкое рессорное подвешивание, удобное и аккуратное расположение оборудования в кабине управления, наличие большого количества отсеков для хранения инструмента, спецодежды и ветоши. Прямо таки европейский подход с учетом мелочей свойственный чехам, как у автомобильного концерна Škoda.

-5

В своё время чехословацкое предприятие "Шкода-Пильзень" занималась выпуском пассажирских электровозов для СССР.

В кабине маневрового тепловоза серии ЧМЭ3. Все строго на своих местах, удобно и логично расположено
В кабине маневрового тепловоза серии ЧМЭ3. Все строго на своих местах, удобно и логично расположено

К началу 90-х тепловозы ЧМЭ3 работали на тридцати железных дорогах из тридцати двух существующих в СССР

Трудились такие тепловозы в былые времена и на Бологое-Полоцкой железной дороге. В 1984 году в локомотивное депо Осташков ТЧ-34 прямо с завода "ЧКД-Прага" поступил первый тепловоз этой серии с бортовым номером 4552. Подобная практика закупки локомотивов продолжилась и в последующие годы. В 1990 году локомотивное депо Осташков получило прямо с завода ещё 3 новых локомотива этой серии ЧМЭ3Т, оборудованных электродинамическим тормозом под номерами 6912, 6913, 6914. А в 1991 году поступил тепловоз под номером 7281. Но развал был к сожалению уже близок...

Станция Осташков, ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Станция Осташков, ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев

Езда на них при депо Осташков была строго закрепленная за локомотивными бригадами из маневровой колонны. Каждая бригада приходила работать на смену именно на свой тепловоз. Работать на маневрах, при доме как говориться без мотания по домам отдыха как это обычно бывает в поездках с грузовыми или пассажирскими поездами, да ещё и на абсолютно новых машинах было конечно же в удовольствие. Попасть работать в маневровую колонну было сложно, а те кто и попадал звались "блатными", вызывая особую зависть со стороны других бригад. Благодаря закреплению тепловозов они всегда содержались в чистоте и технически исправном состоянии. В то время в 90-е одновременно два маневровых локомотива ЧМЭ3 трудились на станции Осташков и подъездных путях без выезда не перегон, лишь в редких случаях выезжая туда работать во время производства ПЧ "технологических окон". Ещё два тепловоза обслуживали станции Торопец и Андреаполь.

Контроллер машиниста в виде "кочерги" на тепловозе ЧМЭ3. Фото: Евгений Асауленко
Контроллер машиниста в виде "кочерги" на тепловозе ЧМЭ3. Фото: Евгений Асауленко

Именно тогда, во второй половине 90-х, ещё будучи совсем мальчишкой я сел под присмотром своего дяди, трудившегося помощником машиниста, за контроллер тепловоза. Это был именно ЧМЭ3. Я очень хорошо запомнил вот этот контроллер машиниста в виде "кочерги", а не привычного штурвала как это было на других тепловозах например М62 или ТЭМ2.

Сколько же юношеского восторга было после того как мне дали немного посидеть за пультом управления тепловоза ЧМЭ3 и промчаться по родной станции Осташков - вы не представляете! Любовь и тяга к профессии машиниста зажглись во мне именно в те далёкие 90-е годы.

Закрытое бывшее локомотивное депо Осташков, вид на ПТОЛ и цех ремонта ТО-3. Октябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев
Закрытое бывшее локомотивное депо Осташков, вид на ПТОЛ и цех ремонта ТО-3. Октябрь 2015г. Фото: Алексей Алексеев

В 2000г., уже закрытое и преобразованное в цех ремонта кранов на ж.д ходу в октябре 1998г., убийственным распоряжением тогдашнего начальника Октябрьской дороги Г.П. Комарова локомотивное депо Осташков ТЧ-34 было окончательно ликвидировано, а оставшиеся на тот момент времени локомотивы, в том числе ещё относительно новые маневровые тепловозы серии ЧМЭ3Т были переданы в другие депо, в частности в С.Петербург, где всё ещё до сих пор и трудится пара таких машин, приписанных ранее к депо Осташков.

Один из тепловозом ЧМЭ3Т-6914 приписанных когда-то к локомотивному депо Осташков ТЧ-34 на манёврах в С.Петербурге. Фото из открытых источников в сети
Один из тепловозом ЧМЭ3Т-6914 приписанных когда-то к локомотивному депо Осташков ТЧ-34 на манёврах в С.Петербурге. Фото из открытых источников в сети

И напоследок коротенькое видео, найденное мной в сети о работе на этом тепловозе, мне оно очень понравилось.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК