Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Норманн Джуисон

Говорят, постановщик одного из самых культовых американских фильмов 70-х – «Иисус Христос – суперзвезда» (1972) Норман Джуисон очень не любит, когда его называют американским режиссером и всякий раз подчеркивает, что он канадец.


В самом деле, именно в Канаде (Торонто, Онтарио) он родился в 1926 году, там его дом, ферма, лаборатория звукозаписи и монтажная. Окончив школу, восемнадцатилетний Норман в 1944 году отправился служить на военно-морской флот. После окончания второй мировой войны он поступил в колледж при Торонтском университете, где вскоре увлекся любительским театром, проявив при том феноменальные организаторские способности. Благодаря его энергии и напору удалось собрать несколько десятков студентов с различными эстрадными и артистическими номерами, выступавших в так называемом «внеуниверситетском ревю» на стадионах перед гигантской, доходящей до двух тысяч аудиторией. Зрители приходили даже на ночные концерты. Вскоре после окончания колледжа Джуисон нашел новое применение своим талантам, отважно бросившись в пучину различных амплуа - от актерского до сценарного, продюсерского и режиссерского. Словом, когда в начале 60-х Джуисон решил дебютировать в большом кинематографе, он был уже достаточно опытным мастером своего дела, работавшим с такими звездами как, например, Джуди Гарланд.


Возможно, именно на телевидении Джуисон обрел уверенность в работе с любыми жанрами - от психологической драмы до комедии и мюзикла. Уже через четыре года после его голливудского кинодебюта комедия «Русские идут! Русские идут!» (1966) вывела его в число наиболее известных режиссеров американского континента. Остроумно и весело рассказанная история о приключениях наших военных моряков, случайно попавших на американский берег, к несчастью, была с подозрением воспринята в тогдашней Москве, хотя весь ее пафос был направлен в отстаивание мирного сосуществования двух великих держав...


Во всех без исключения фильмах Джуисона ощущается его умение работать с актерами (здесь обнаруживается отсвет его театрального прошлого: Норман был в 50-х и актером и драматургом), внимательное отношение к мимике, жесту, пластике. Своего рода эталоном актерской режиссуры» Джуисона стала картина «Душной ночью» (1967) с Сиднеем Пуатье и Родом Стайгером («Оскар» за лучшую мужскую роль). В этом фильме особое внимание уделялось психологической разработке характеров, наиболее ярко проявлявшейся в острых конфликтных ситуациях этой криминальной драмы. И, безусловно, самой высокой оценкой режиссерского труда Джуисона стал «Оскар» за лучший фильм. В последовавшем за «Душной ночью» «Деле Томаса Крауна» мне лично больше всего понравилась музыка Мишеля Леграна, однако сюжету нельзя было отказать в занимательности, а исполнившему заглавную роль Стиву МакКуину - в обаянии...


В 70-х годах Норман Джуисон ставит два нашумевших мюзикла. «Скрипач на крыше» был экранизацией прозы Шолом-Алейхема, «Иисус Христос - суперзвезда» - бродвейской рок-оперы Л.Веббера и Т.Раиса. Осенью 1994 года российский канал НТВ впервые предоставил массовому зрителю возможность увидеть фильм, о котором в течение двадцати с лишним пет успели написать свои отзывы чуть ли не все московские киноведы-зарубежники, фонограмма которого (вместе с иными музыкальными интерпретациями) разошлась миллионными тиражами дисков и кассет. «Иисус Христос...» вопреки распространенным суждениям о быстром старении «модных» киносюжетов показался мне не утратившим былой притягательности. Бесспорно, на телеэкране отчасти терялось ощущение масштабности происходящего, великолепные изображения пустынных пейзажей и контрастная насыщенность цветов, памятные мне по давнему просмотру на большом экране, выглядели скромнее, но по-прежнему покоряла уникальная способность режиссера создавать кинематографический синтез экспрессивного, динамичного изображения и «соул-рока», сохраняя при этом философский смысл истории Христа, актуализированной намеками на политические реалии XX века.


- Я не политик. Я не очень разбираюсь в политике. - говорил в связи с этим режиссер в одном из интервью. - Я только чувствую что-то важное в жизни людей и стараюсь об этом рассказывать Я верю в искусство. Вы не можете сделать настоящий фильм, если делаете его для денег. Вы сфальшивите...

Практически каждый фильм Джуисона 70-х становится событием. В мрачноватой фантастической антиутопии «Роллербол» (1974) Джуисон, не раз заявлявший, что не доверяет людям, находящимся на вершине пирамиды власти, в оруэллоаском духе рассказал о неких гладиаторах на мотоциклах, уничтожающих друг друга на «спортивных» аренах недалекого будущего. Актерское соло Джеймса Каана, исполнившего главную роль в «Роллерболе», надолго запоминается не слишком характерным для кино-фантастики психологическим наполнением характера персонажа, отважно, один на один сражающегося с бесчеловечным режимом.


После социально острой картины о профсоюзном движении «F.I.S.T.» (1978) Джуисон снимает судебную драму «... и правосудие для всех» (1979), где еще один знаменитый американский актер Аль Пачино сыграл одну из лучших своих ролей. В 80-х Джуисон по-прежнему делал ставку на звезд . Берт Рейнольдса и Голди Хоун веселили зрителей в комедии «Лучшие друзья» (1984), Джейн Фонда была примой в «Божьей Агнессе» (1985), а Шер – в «Очарованных луной» (1987) («Оскар» за лучшую женскую роль).


На мой взгляд. «Очарованные луной» - лучшая работа режиссера за последнее десятилетие. Изящная комедийная мелодрама покоряет своим романтизмом, замечательным любовным дуэтом Шер и Николаса Кейджа, изысканностью изобразительного решения (в цветовой гамме фильма есть таинственность, сказочные отблески ярких красок, откровенная условность театрального освещения) и музыкальностью.


Что же касается поклонников социальной темы в творчестве режиссера, то им была предназначена психологическая драма – «Армейская история» (1984), обращенная к острым проблемам расизма в армии. В 90-х годах Джуисон снова возвращается к комедии. Лента «Чужие деньги» с Денни ДеВито и Грегори Пеком поставлена, как обычно, мастеровито, уверенно. Сатирические стрелы картины, направленные в сторону беспринципных нуворишей, акульей хваткой пожирающих благородных бизнесменов, быть может, не больнее комариного укуса, однако в фильме довольно много смешных эпизодов. Немало комического и в ленте режиссера «Только ты», повествующей о романтической любви легковерной американки (Мариса Томей) и продавца обуви (Р. Дауни мл.), живущего в Италии.


Норман Джуисон по-прежнему всеяден: для него не существует трудных жанров. Жаль только, что он так давно не обращался к своему «коронному» жанру мюзикла...

Александр Федоров
Видео-Асс экспресс. 1995. N 32. С.54-58.