В альтернативной истории, Porsche 911 потерял свою "корону" в начале 1970-х годов, когда в Штутгарте запустили в производство высокоэффективную версию среднемоторной модели 914, получившую индекс 916. Однако, история сложилась как сложилась, гегемонию 911-го никто не оспаривает, а семейство 914 многими воспринимается как недоразумение... Тем не менее, прототип Porsche 916 1971 года по прозвищу Brutus, выпущенный в единственном экземпляре, в начале февраля 2019 года на аукционе Artcurial Retromobile вызвал большой интерес фанатов и был продан за 953 600 евро с учетом комиссии аукциона (около 70 миллионов рублей!), установив новый рекорд для этой модели!
Совместный проект Porsche и Volkswagen по разработке модели 914 был долгим и болезненным. Разногласия между компаниями неоднократно ставили проект на грань закрытия, но автомобиль все-таки появился в продаже в 1969 году. Базовый четырехцилиндровый силовой агрегат развивал всего 79 л.с., также была доступна 2,0-литровая "шестерка" 914/6 мощностью 109 л.с. Несмотря на малый вес, 109 лошадей было недостаточно для быстрой езды (не говоря уже о 79-ти), на которую было способно среднемоторное шасси 914-го. Хуже того, стоил 914/6 практически как 911-й и продавался значительно хуже четырехцилиндрового собрата, однако в руководстве Porsche считали, что для увеличения продаж в семействе 914 должен быть по настоящему мощный автомобиль!
По счастливому совпадению руководитель Porsche Фердинанд Пьех (в будущем президент всей группы VW) и идеолог проекта 914, подыскивал новый служебный автомобиль. Решено было предоставить топ-менеджеру более мощный прототип, который можно было бы использовать как испытательную лабораторию на колесах. В то время как на 914 использовалась съемная крыша Targa, прототип 916 имел жесткую крышу. Также был укреплен пол, крылья расширены для установки более крупных колес Fuchs, автомобиль получил вентилируемые дисковые тормоза от 911S, стабилизаторы поперечной устойчивости, более жесткие пружины и амортизаторы Bilstein. Но самое главное - мотор: в прототип запихали 2,6-литровую "шестерку", но позже заменили её на гоночный 2,8-литровый двигатель от 911 RSR. В стандарте мотор выдавал 308 л.с., но Пьеха это не устроило и мотор был модифицирован до 345 лошадей (объем увеличили до 2,9 л.). Супруга Пьеха Корина придумала отличное прозвище Brutus!
Неизвестно водил ли Пьех Brutus лично, когда перешел на работу в Audi в 1972 году, но автомобиль остался в семье Пьеха, служа повседневным транспортом Корины, имя которой золотыми буквами выведено на бардачке. Brutus оставил у Пьеха приятное впечатление, достаточное чтобы выпустить десять подобных прототипов, которые также получили жесткую крышу, усиленный пол, расширители арок, компоненты подвески от 911S. Внутри 916-е были отделаны кожей, один из автомобилей был оборудован кондиционером. При этом ни один Porsche 916 не получил такой же как у Brutus двигатель, все они довольствовались либо 2,4-литровой "шестеркой" мощностью 190 л.с., либо 2,7-литровой мощностью 210 л.с. Но даже с самым скромным 2,4-литровым мотором 916-й разменивал первую "сотню" менее чем за 7 секунд!
Porsche 916 должен был дебютировать в Париже в 1971 году, но за пару месяцев до шоу проект был окончательно убит. Все решила экономика: на главном рынке в США с учетом таможенных платежей и затрат на мелкосерийное производство, 916-го должен был стоить в США в районе 14-15 тысяч долларов, тогда как самый дорогой 911S Targa стоил в Америке 10 230 долларов. Даже Ferrari Dino 246 GT стоил меньше и был гораздо более престижным и очевидным выбором за такие деньги. Странно, что Porsche ввязались в эту авантюру с 916-м, неужели ситуация с дороговизной 914/6 их ни чему не научила! Да и дизайн... Мне кажется, такую "специфичную" внешность никаким двигателем было не украсить...
Корина Пьех владела Brutus'ом до апреля 1974 года, после чего продала машину американскому военнослужащему полковнику Роберту Э. Хартвигсену. В 1977 году полковник отправил автомобиль на завод Porsche для ремонта двигателя, который обошелся в немалые 6 100 долларов (при том, что автомобиль обошелся ему в 10 700 $). В 1978 году полковник выехал в США, забрал Brutus с собой и владел им до конца своей жизни. Спустя годы автомобиль в плачевном состоянии (хоть пробег и составлял скромные 46 000 км) был обнаружен коллекционером Porsche. Ржавчина и последствия кустарного ремонта, наряду с уникальным 2,9-литровым мотором затянули восстановительные работы на три года.
В новую жизнь Brutus вошел на конкурсе элегантности Amelia Island в 2017 году, а позже был выставлен в Северо-Американской штаб-квартире Porsche в Атланте, Джорджия, что свидетельствует о его важности в истории компании. А теперь это самый дорогой автомобиль в семействе Porsche 914!