С момента образования и в течении многих веков Русская Православная Церковь была одною из митрополий, подведомственных Константинопольскому патриарху. Русский митрополит осуществлял в своей митрополии власть патриарха Константинопольского и находился под его юрисдикцией.
Поэтому митрополиты, управлявшие землями, населенными русскими (как во времена единого государства, так и во времена раздробленности), как правило, присылались из Константинополя. Они выбирались из тамошних церковных иерархов, были обычно греками, сербами, болгарами и т.п., и приезжали в Россию, не зная ни языка, ни реалий этой земли. Как правило, это мотивировалось тем, что русское духовенство слабо образовано, плохо ориентируется в богословских вопросах, поэтому нуждается в помощи просвещенных иностранцев. В свою очередь русские князья по понятным причинам стремились передать управление митрополией в руки соотечественников, русских иерархов.
Впервые это удалось сделать в 11 веке, когда в 1051 киевскую кафедру занял первый русский по рождению митрополит Иларион. Он был рекомендован на эту должность собором русских епископов и утвержден константинопольским патриархом.
Однако правилом это не стало – большей частью русской церковью все-таки управляли присылаемые из Царьграда греки и лишь изредка русскому духовенству удавалось «продвинуть» своего.
Это было связано еще и с тем, что русская митрополия считалась «лакомым кусочком», и попасть сюда считалось редкой удачей, поэтому продвигали, естественно своих. Она была одной из самых богатых, если не самой богатой. Недаром же константинопольский патриарх Иосиф незадолго до Флорентийского Собора, предлагая открыть совместный с католиками собор не в Италии, а в Константинополе, говорил: "Кто приедет сюда с Запада, тот не будет иметь нужды в нашем вспоможении. Но если бы и потребовалось для того до ста тысяч аспров, можно было бы собрать с епископов. Митрополит Русский один привезет такую сумму".
После татаро-монгольского нашествия ситуация усугубилась еще и тем, что русские оказались разделенным народом – часть русских земель попала под власть татарской Золотой Орды, часть оказалась в Великом Княжестве Литовском, а еще небольшой кусок – Галиция – отошла Польше.
Так как резиденцией русского митрополита после нашествия стала Москва, литовские и польские властители опасались «московского влияния» на своих подданных и стремились заполучить собственного, отдельного митрополита.
Иногда им это удавалась (во время ослабления Константинополя митрополитов уже откровенно ставились «по мзде»), были периоды, когда на Руси было два, а то и три митрополита, каждый из которых претендовал на верховную власть.
Одновременно с усилением Москвы, когда она начала де-факто превращаться в независимое государство, началось и стремление к церковной самостоятельности.
Однако де-факто она оформилась только после Флорентийского собора.
Напомним, что тогда Византия находилась в отчаянном положении – она потеряла почти все земли и турки стояли едва не у стен Константинополя. Греки воззвали за помощью в Европу, к единоверцам-христианам, однако католики, воспользовавшись бедственным положением православных, потребовали предварительно урегулировать все разногласия между двумя христианскими конфессиями и с этой целью был созван Флорентийский собор.
От России на него выехал грек Исидор, только-только назначенный митрополитом Киевским и Русским. Исидор оказался ярым сторонником унии (соединения) и после того, как на соборе православные приняли все выдвинутые католиками требования, вернулся в Россию с вестью о том, что западная и восточная ветвь православия объединились.
Однако в Великом княжестве Московском, где «ересь латинская» всегда считалась страшным грехом (даже к мусульманам относились с большим благодушием, чем к католикам) понимания он не нашел. Экстренно созванный князем Василием Темным собор русских епископов унию решительно отверг, а Исидор был заключен под стражу. Что делать с церковным иерархом столь высокого ранга, никто не понимал, поэтому через год Исидору дали возможность бежать, и он ей незамедлительно воспользовался, уйдя через Литву в Италию, где Папа Римский вскоре сделал его епископом.
А русские иерархи, посовещавшись, избрали митрополитом епископа Рязанского Иону.
Утверждаться в Константинополь Иона не поехал – не у кого было утверждаться. Императорский трон занимал подписавший унию Иоанн VIII, а патриарший престол – униат Григорий Мамма. После этого с подчинением Византии было покончено навсегда, и русские митрополиты утверждались только собором русских церковных иерархов.
Никаких пришлых мы больше не принимали.
Правда, с независимостью Русской православной церкви совпал и ее раскол.
В 1458 в Риме патриарх-униат посвятил в митрополиты Русские Григория, ученика Исидора, который вскоре выехал в Киев, ведь на литовские и польские земли власть московских князей не распространялась. В 1460 Григорий прислал в Москву посольство и потребовал смещения митрополита Ионы.
Последовавший категорический отказ оформил разделение митрополии на Киевскую и Московскую.
(продолжение здесь)
__________________________
И традиционная реплика. Если вы меня лайкаете, подписываетесь на мой канал, а также рекомендуете меня своим друзьям - это меня очень радует.