Два вопроса: "зачем потребовалось вводить две математики?" и "почему нет такого в других предметах?"
Попробую ответить на оба попонятнее.
ЕГЭ был придуман и введён в качестве единого для всех экзамена, перед которым все равны. Радужные мечты авторов его разбились в пух и прах о суровую действительность школы, поэтому срочно потребовалось адаптировать тест под это. Больше всего проблем было с тестом по математике.
Итак, пятнадцать лет - вполне разумный срок, чтобы можно было говорить об истории.
Первые тесты были простыми. Очень простой (по меркам математики) экзамен по математике оказался не по зубам школьникам. В нём были только самые азы математики, определения, никаких сложных алгоритмов. Очевидного вывода не сделал никто, кроме авторов ЕГЭ - в школе за 10 лет не могут дать даже самые начала. Это, кстати, подтверждается другими данными, уже лично мной (это отдельная статья будет). В срочном порядке часть заданий на базовые знания и навыки заменили заданиями на стандартные алгоритмы (хоть и довольно трудные), и тест пошёл.
Когда все немного привыкли к тестовой форме, выяснилось, что есть очень интересный маленький пик на распределении баллов - в самом начале, который как раз соответствует угадыванию в части "А". Исправление этого косяка, в общем-то напрашивалась сама собой: часть "А" убрали вовсе, оставив только части "Бэ" (теперь "задания с кратким ответом") и "Цэ" ("задания с развёрнутым ответом"). Но совсем задания "с выбором ответа" убирать из тестов нельзя, потому что это важно. Их просто включили с формулировкой "укажите номер правильного ответа".
И эти две проблемы, судя по всему, относятся не только к математике, ибо такие изменения наблюдаются во всех предметах.
Но вот прошло десять лет, десять раз ученики писали разные тесты, и вскрылась новая проблема: Не смотря на то, что задания с "угадайкой" убрали из экзамена, всё равно сохранялась двухпиковое, а не простое гауссово распределение! Двойное гауссово, как будто у нас в школе два типа учеников. Лично я не имею доступа к подробной статистике, но по моим наблюдениям, эти два пика не пропадут, даже если отделить мальчиков от девочек, учеников элитных говназий от учеников сельских школ и т. п. Изменится только выраженность их. Например, в мат.школах выше должен быть пик в области высоких баллов, в каком-нибудь спорт-училище - в низких баллах.
Почему в школах по всей стране образовались "умные" и "тупые" ученики, и что с этим делать, я, может, сподоблюсь пояснить в отдельной статье, а авторы ЕГЭ поступили единственно возможным способом - разделили учеников ещё и на экзамене. Изначально можно было выбирать хотя бы один из двух, начиная с этого года - только один из двух. В идеале, после обработки результатов, мы получим два красивых распределения. Если условно перевести баллы, набранные учеником на "базе" в "профильную" шкалу, то получатся отдельно синий и зелёный вариант с картинки. Предположительно, в будущем "базовый" уровень по математике отпадёт, как невостребованный.
Почему две математики?
Вот вам ответ на первый вопрос:
у нас в школах два типа учеников, поэтому и введено два типа экзаменов.
При чём разделить их по какому-то внешнему признаку нереально, поэтому сделали обязательным выбор между синей и красной... простите, базовой и профильной математикой. Как я думаю, в надежде, что они разделятся сами, как те осьминожки в мультике.
Второй вопрос: почему этого нет в других экзаменах? - самый трудный. Тут меня легко закидать тапками. Только сильно не бейте.
Ответ:
это есть и в других экзаменах.
Есть двухпиковое распределение и в английском, и в истории, и в информатике. На два уровня остальное не делят по двум причинам. Во-первых, экзамены по другим предметам выбирают лишь немногие - те, кто специально готовится. Условно говоря - из зелёной группы в моей картинке. Во-вторых, в других предметах, например, в русском, который сдают все, эти два пика очень близки и смазаны, в силу... В силу структуры точной науки. Если сделать обязательным любой естественный предмет, например, физику, мы увидим такое же двойное распределение. Может, даже, ярче.
Если статья вам понравилась, напишите в комментариях, что бы вы хотели ещё прочитать.