Найти тему
Стив Май

ЕГЭ по математике: два уровня.

Два вопроса: "зачем потребовалось вводить две математики?" и "почему нет такого в других предметах?"

Попробую ответить на оба попонятнее.

ЕГЭ был придуман и введён в качестве единого для всех экзамена, перед которым все равны. Радужные мечты авторов его разбились в пух и прах о суровую действительность школы, поэтому срочно потребовалось адаптировать тест под это. Больше всего проблем было с тестом по математике.

Итак, пятнадцать лет - вполне разумный срок, чтобы можно было говорить об истории.

Первые тесты были простыми. Очень простой (по меркам математики) экзамен по математике оказался не по зубам школьникам. В нём были только самые азы математики, определения, никаких сложных алгоритмов. Очевидного вывода не сделал никто, кроме авторов ЕГЭ - в школе за 10 лет не могут дать даже самые начала. Это, кстати, подтверждается другими данными, уже лично мной (это отдельная статья будет). В срочном порядке часть заданий на базовые знания и навыки заменили заданиями на стандартные алгоритмы (хоть и довольно трудные), и тест пошёл.

Когда все немного привыкли к тестовой форме, выяснилось, что есть очень интересный маленький пик на распределении баллов - в самом начале, который как раз соответствует угадыванию в части "А". Исправление этого косяка, в общем-то напрашивалась сама собой: часть "А" убрали вовсе, оставив только части "Бэ" (теперь "задания с кратким ответом") и "Цэ" ("задания с развёрнутым ответом"). Но совсем задания "с выбором ответа" убирать из тестов нельзя, потому что это важно. Их просто включили с формулировкой "укажите номер правильного ответа".

И эти две проблемы, судя по всему, относятся не только к математике, ибо такие изменения наблюдаются во всех предметах.

Двухпиковое распределение результатов ЕГЭ по математике (приблизительная модель)
Двухпиковое распределение результатов ЕГЭ по математике (приблизительная модель)

Но вот прошло десять лет, десять раз ученики писали разные тесты, и вскрылась новая проблема: Не смотря на то, что задания с "угадайкой" убрали из экзамена, всё равно сохранялась двухпиковое, а не простое гауссово распределение! Двойное гауссово, как будто у нас в школе два типа учеников. Лично я не имею доступа к подробной статистике, но по моим наблюдениям, эти два пика не пропадут, даже если отделить мальчиков от девочек, учеников элитных говназий от учеников сельских школ и т. п. Изменится только выраженность их. Например, в мат.школах выше должен быть пик в области высоких баллов, в каком-нибудь спорт-училище - в низких баллах.

Почему в школах по всей стране образовались "умные" и "тупые" ученики, и что с этим делать, я, может, сподоблюсь пояснить в отдельной статье, а авторы ЕГЭ поступили единственно возможным способом - разделили учеников ещё и на экзамене. Изначально можно было выбирать хотя бы один из двух, начиная с этого года - только один из двух. В идеале, после обработки результатов, мы получим два красивых распределения. Если условно перевести баллы, набранные учеником на "базе" в "профильную" шкалу, то получатся отдельно синий и зелёный вариант с картинки. Предположительно, в будущем "базовый" уровень по математике отпадёт, как невостребованный.

Почему две математики?

Вот вам ответ на первый вопрос:

у нас в школах два типа учеников, поэтому и введено два типа экзаменов.

При чём разделить их по какому-то внешнему признаку нереально, поэтому сделали обязательным выбор между синей и красной... простите, базовой и профильной математикой. Как я думаю, в надежде, что они разделятся сами, как те осьминожки в мультике.

Второй вопрос: почему этого нет в других экзаменах? - самый трудный. Тут меня легко закидать тапками. Только сильно не бейте.

Ответ:

это есть и в других экзаменах.

Есть двухпиковое распределение и в английском, и в истории, и в информатике. На два уровня остальное не делят по двум причинам. Во-первых, экзамены по другим предметам выбирают лишь немногие - те, кто специально готовится. Условно говоря - из зелёной группы в моей картинке. Во-вторых, в других предметах, например, в русском, который сдают все, эти два пика очень близки и смазаны, в силу... В силу структуры точной науки. Если сделать обязательным любой естественный предмет, например, физику, мы увидим такое же двойное распределение. Может, даже, ярче.

Если статья вам понравилась, напишите в комментариях, что бы вы хотели ещё прочитать.