Найти тему
VIKENT.RU

Художественный образ по А.А. Тарковскому

Данная статья относится к Категории: Искусство- и литературоведение

1. Андрей Арсеньевич Тарковский
1. Андрей Арсеньевич Тарковский

«Возьмём для примера «Портрет молодой женщины с можжевельником» Леонардо да Винчи (использованный в «Зеркале» в сцене приезда отца домой на побывку во время войны). Образы, создаваемые Леонардо, всегда поражают двумя своими особенностями.

Во-первых, удивительной способностью художника рассмотреть объект извне, снаружи, со стороны - как бы надмирностью взгляда, свойственной художникам такой категории, как
Бах, Толстой.

А во-вторых, свойством восприниматься в двоякопротивоположном смысле одновременно.

Кажется невозможным описать впечатление, которое этот портрет
Леонардо на нас производит. Невозможно даже с определённостью сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна? Она одновременно и привлекает и отталкивает.

2. Портрет Джиневры де Бенчи (худ. Леонардо да Винчи)
2. Портрет Джиневры де Бенчи (худ. Леонардо да Винчи)

В ней есть что-то невыразимо прекрасное и столь же отталкивающее, «дьявольское». Но дьявольское - отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Просто в ней есть что-то, лежащее по ту сторону добра и зла.

Это обаяние с отрицательным знаком. В нашем восприятии - при рассматривании портрета возникает некая тревожащая пульсация, непрерывная и почти неуловимая смена эмоций - от восторга до брезгливого неприятия. Немножко рыхловатое лицо, чересчур широко расставленные глаза... В нём есть даже что-то дегенеративное и... прекрасное. В «Зеркале» этот портрет нам понадобился для того чтобы сопоставить его с героиней, подчеркнуть как в ней, так и в актрисе М. Тереховой, исполняющей главную роль, ту самую способность быть обаятельной и отталкивающей одновременно.

При этом попробуйте разложить портрет
Леонардо на составляющие его элементы - у Вас ничего не получится. В любом случае такое разложение впечатления на элементы ничего не объяснит.

3. Постер фильма "Зеркало" (рех. А.Тарковский)
3. Постер фильма "Зеркало" (рех. А.Тарковский)

Более того, сила эмоционального воздействия, оказываемого на нас изображением этой молодой женщины с можжевельником, зиждется как раз на этой самой невозможности предпочесть ту или иную деталь, выхваченную из контекста, невозможности предпочесть одно мгновенное впечатление другому, то есть обрести равновесие по отношению к созерцаемому нами образу.

Перед нами открывается возможность взаимодействия с бесконечностью. В эту-то бесконечность - с радостной, захватывающей поспешностью - и устремляются наши разум и чувства.

Подобное ощущение вызвано прежде всего целокупностью образа, он и воздействует на нас как раз этой своей невозможностью быть разъятым. Взятый отдельно, сам по себе, каждый компонент образа женщины с можжевельником мертв. Или, может быть, напротив,- в каждой сколь угодно малой своей составляющей он обнаруживает те же свойства, что и целое законченное произведение.

А характер этих свойств возникает из взаимодействия противоположных начал, пребывающих в состоянии неустойчивого равновесия. Лицо молодой женщины, изображенной
Леонардо, одухотворено высокой мыслью и в то же время она кажется вероломной, приверженной низменным страстям.

4. Туринский автопортрет (худ. Леонардо да Винчи)
4. Туринский автопортрет (худ. Леонардо да Винчи)

Портрет даёт нам возможность увидеть в нем бесконечно много: постигая его суть, мы блуждаем по нескончаемым лабиринтам, не находя из них выхода. А в итоге чувствуем истинное наслаждение ощутив, что неспособны постигнуть образ, исчерпать его смысл до конца.

Истинно художественный образ всегда побуждает созерцающего его к единовременному переживанию противоречивых, взаимоисключающих чувств, заключённых в образе и определяющих его суть и лжеметафизическую магию. Именно потому и «лже», что мы имеем дело с живым отражением блеска самой жизни, а не с философскими абстракциями.

Источник - портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы

Изображения в статье

1. Автор: неизвестен - www.vokrug.tv, Добросовестное использование,

2. Автор: Леонардо да Винчи - 9QEdQ-BD4WEqPQ at Google Cultural Institute maximum zoom level, Общественное достояние,

3. Автор: Мосфильм - http://thumbs.kinsburg.ru/997.jpg, Добросовестное использование,

4. Автор: Леонардо да Винчи - www.vivoscuola.it : Home; Picture, Общественное достояние