Иногда случаются такие фильмы, которые начинают жить собственной жизнью и обретают статус народных. Именно так и произошло с картиной "Белое солнце пустыни". Это фильм-легенда, на котором росло и воспитывалось не одно поколение советских людей. И каждый раз, когда в программу телепередач включали "Белое солнце пустыни", улицы пустели - народ устремлялся к экранам, чтобы в очередной раз услышать родное: ― Ты как здесь оказался?
― Стреляли...
Фильм снимался в те годы, когда на все, включая жанры запланированных фильмов, спускалась разнарядка "сверху". В 1968 году Минкульт СССР запланировал выделить деньги только на два приключенческих фильма. Сценарии были поданы на утверждение, но они не понравились комиссии и ходу им не дали. Один из этих сценариев повествовал о постреволюционных событиях в советской Средней Азии. И тогда сценаристы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков стали собирать материал, так сказать, на месте - в Средней Азии. От одного из ветеранов они услышали рассказ, как во время бегства от Красной армии богатый басмач бросил в пустыне на произвол судьбы свой гарем из нескольких жен, и как красноармейцам пришлось спасать женщин от смерти. Именно эта история и легла в основу фильма.
К тому времени в советском кинематографе появилась такая организация как ЭТК - Экспериментальная творческая киностудия. ЭТК обладала большими полномочиями и была независима от Госкино. Это позволяло утверждать сценарии и актеров по своему усмотрению.
На роль товарища Сухова был утвержден Георгий Юматов. Он уже начал сниматься, но... Через неделю после начала съемочного процесса его нашли в состоянии запоя и с разбитым в драке лицом. Юматова срочно заменили на Анатолия Кузнецова.
Актер Павел Луспекаев, сыгравший Верещагина, к тому времени был тяжело болен, фактически - инвалид. У него были ампутированы пальцы на обеих ногах и ходьба давалась ему с большим трудом. Ему предложили сниматься на костылях и даже были готовы переписать роль, но он отказался. Самоотверженность актера сильно повлияла на сценарий - понаблюдав за работой Луспекаева, режиссер принял решение переписать сценарий, превратив эпизодическую роль в главную. Из уважения к актеру даже поменяли имя персонажа - Александр Верещагин стал Павлом Верещагиным.
Фильм снимался в полевых условиях, режиссер был ограничен в человеческих ресурсах, поэтому на второстепенные роли приглашали непрофессионалов. Так, из девяти "жен"Черного Абдуллы актрисами были только три, а остальные, что называется, с улицы. Николай Годовиков, сыгравший простачка Петруху, хотя и имел опыт в кино, тоже не был профессионалом и работал слесарем на заводе. Роль жены Сухова Екатерина тоже исполнила непрофессиональная актриса Галина Лучай.
Между прочим, фильм мог и не выйти в свет. После просмотра отснятого материала руководство ЭТК признало его качество низким и дополнительно нашло угрозу перерасхода выделенных средств. Режиссера Владимира Мотыля едва не отстранили от работы, а проект был заморожен на 4 месяца. Всю пленку едва не отправили в утиль, но внезапно произошло чудо.
Это был тот редкий случай, когда бюрократия сыграла положительную роль. Министерство финансов отказалось списывать потраченные 300 000 рублей и - о, чудо! - предложило пересмотреть бюджет и выделить дополнительные средства. Владимир Мотыль был возвращен к работе.
Пришлось переснять несколько сцен и сделать финал более легким. Всего в фильм было внесено порядка 30 правок. И все равно готовая картина не понравилась директору «Мосфильма» Владимиру Сурину. Ленту забраковали и опять едва не отправили в утиль. Но высшие силы хранили сей фильм. Слухи о неудачном фильме дошли до Леонида Брежнева и тот возмутился, почему его обскакали министры и ему первому не показали новинку. Лента в срочном порядке была доставлена ему на дачу, где товарищ Брежнев посмотрел ее и пришел в полный восторг. Высочайшим повелением картине было дано добро.
Первая премьера фильма для создателей и руководства состоялась в ленинградском Доме кино 14 декабря 1969 года. В широкий прокат картина вышла 30 марта 1970 года.
Интересные факты:
По традиции каждый экипаж космонавтов перед полетом в космос смотрит "Белое солнце пустыни"
В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова — русской девушки Кати
Во время съемок в Дагестане местные жители частично растащили реквизит. Владимр Мотыль обратился к местному авторитету и «Уважаемый Али» не устоял перед предложением. Тогда режиссер посетовал на отсутствие реквизита. Следующим утром все украденные вещи оказались на прежних местах
В фильме присутствовала эротическая сцена между Черным Абдуллой и одной из жен, однако сцену вырезали, посчитав ее слишком откровенной
При СССР фильм не получил ни одной награды. Только в 1998 году ему была присвоена Государственная премия России - спустя почти 30 лет со дня выхода.
Персонаж Павел Верещагин стал символом таможенной службы. На сегодняшний день этому персонажу установлены два памятника.
"Белое солнце пустыни" стало фильмом, сформировавшим целую культуру. Фразы из фильма ушли в народ, дети играли в товарища Сухова и басмачей, а песня "Госпожа удача" десятки лет была одной из самых любимых и популярных у советских людей. Вспомним добрым словом тех, кто трудился над созданием этой удивительной картины. Спасибо!