Найти тему

Немецкий снайпер приехал в Сталинград, чтобы поохотиться на "Зайца" (советского снайпера Василия Зайцева), а оказался сам добычей

Во время битвы за Сталинград, когда немецкие войска перемалывались на улицах этого города и теряли свою силу, активировались советские снайперы. Они сокращали офицерскую и солдатскую массу противника, и стали представлять особую угрозу войскам вермахта. Самыми болезненными и опасными были победы молодого снайпера Василия Зайцева, который стал для немцев просто головной болью. Он быстро набрал опыт и, благодаря своей феноменальной одарённости в этом деле, достиг впечатляющих вершин в снайперском бое. К тому же, по причине коллективистского мировоззрения советских людей, этот опыт стал передаваться другим снайперам, и они тоже, быстро стали увеличивать свои победы.

Василий Зайцев снайпер сталинградского фронта.
Василий Зайцев снайпер сталинградского фронта.

Чтобы справиться с этой проблемой, в Сталинград прибыл опытный нацистский офицер, начальник школы снайперов в Цоссене, штандартенфюрер СС Хайнц Торвальд. Он получил задание подавить сопротивление советских стрелков, и убить, прежде всего, «главного зайца». Самая знаменитая снайперская дуэль 20-го века началась.

Василий Зайцев - снайпер с детства.

Василий Григорьевич Зайцев родился в семье крестьянина в 1915 году. Уже с малолетства дед, начал приучать своего внука к охоте с луком и стрелами. Он научил Зайцева сидеть в засаде, сливаясь с природой так, чтобы даже зверь не мог найти охотника. В науку входили маскировка, чтение следов, выслеживание зверя и устройство засад. Зайцев так наторел в деле охотника, что даже дед не мог его обнаружить, пока внук не подавал голоса. Это так радовало старика, что когда Василию исполнилось 12 лет, он подарил ему своё ружьё одноствольную берданку двадцатого калибра.

Василий Зайцев в морской форме
Василий Зайцев в морской форме

Начало боёв

Война застала Василия Зайцева, когда он служил на Тихоокеанском флоте начальником финансовой части. Василий Григорьевич стал подавать рапорты о переводе его на передовую, и только пятый рапорт был одобрен командиром. К тому времени уже шла битва за Сталинград и Зайцева направили в самую гущу событий. Уже в первом бою стала видна незаурядная меткость этого солдата: он бил без промаха на расстояние больше 800 метров из обычной трёх линейной винтовки.

-3

После убийства 32-х солдат противника, Зайцева наградили денежной премией, медалью «За Отвагу» и подарили винтовку с оптическим прицелом. С её помощью, всего за месяц боёв, Василий Григорьевич довёл количество поверженных врагов до 225-ти офицеров и солдат противника. В это число входят и 11 снайперов врага, которые не смогли ничего противопоставить умению советского солдата.

Командующий 62-й армией В. И. Чуйков (слева) и член военного совета К. А. Гуров рассматривают винтовку В. Г. Зайцева
Командующий 62-й армией В. И. Чуйков (слева) и член военного совета К. А. Гуров рассматривают винтовку В. Г. Зайцева

Немецкий снайпер ищет "Зайца"

О прибытии немецкого специалиста рассказал нашему командованию, взятый в плен язык, и командир дивизии приказал Зайцеву уничтожить вражеского снайпера.

«Я уже научился быстро разгадывать "почерк" фашистских снайперов, - писал в своей книге Василий Зайцев, - по характеру огня и маскировки без особого труда отличал более опытных стрелков от новичков, трусов, от упрямых и решительных. Но характер руководителя их школы долгое время оставался для меня загадкой. Ежедневные наши наблюдения ничего определенного не давали. Трудно было даже сказать, на каком участке фашист. Наверно, он часто менял позиции и так же осторожно искал меня, как я его».

Но в один из дней, немецкий сверхснайпер показал себя, он ранил одного советского стрелка, а второму снёс оптический прицел. Эти красноармейцы были опытными бойцами и стало ясно, что они нарвались на серьёзного специалиста. Зайцев сразу же выдвинулся на позиции, где произошла эта дуэль, залёг в засаде и стал изучать местность, которая ему и так уже была до боль знакома. За весь день ничего не произошло, но было ясно, что нацист где-то рядом. Ближе к вечеру над траншеей показалась каска врага, но Зайцев не стал стрелять, опасаясь провокации: каска как-то неестественно качалась, скорее всего, её нёс помощник немецкого снайпера.

Василий Зайцев (слева) объясняет ученикам красноармейцам Николаю Николаевичу Куликову и Петру Александровичу Костареву предстоящую задачу. Сталинград, декабрь 1942 года.
Василий Зайцев (слева) объясняет ученикам красноармейцам Николаю Николаевичу Куликову и Петру Александровичу Костареву предстоящую задачу. Сталинград, декабрь 1942 года.

Зайцев вычисляет немца

Через день бригада Зайцева снова пошла на передовую, с ними так же увязался политрук. Из-за своей неаккуратности, он чуть не поплатился жизнью: лишь на мгновение приподнялся над бруствером, и сразу же получил пулю, которая, к счастью только его ранила. Немецкий снайпер был здесь. Зайцев долго не мог вычислить позицию врага. По этому поводу он писал:

"За многие дни я уже так изучил передний край противника, что сразу замечал каждую новую воронку, каждый вновь появившийся бруствер. Сейчас же ничего нового и подозрительного не было. Но по быстроте выстрела я заключил, что снайпер где-то перед нами. Продолжаю наблюдать. Слева - подбитый танк, справа - дзот. Фашист в танке? Нет. Опытный снайпер там не засядет. В дзоте? Тоже нет – амбразура закрыта плотно. Между танком и дзотом, на ровном месте, перед самой линией обороны фашистов, лежит железный лист с небольшим бугорком битого кирпича. Давно лежит, примелькался. Ставлю себя в положение противника: где лучше занять снайперский пост? Не отрыть ли ячейку под тем листом? Ночью сделать к нему скрытые ходы. Да, наверное, он там, под железным листом, на нейтральной полосе. Решил проверить. На дощечку надел варежку, поднял ее. Фашист клюнул! Ага, отлично. Осторожно опускаю дощечку в траншею в таком же положении, в каком приподнимал. Смотрю на пробоину. Никакого скоса, прямое попадание! Значит, точно, фашист под листом. Теперь надо его выманить. Хотя бы краешек головы. Бесполезно добиваться этого сейчас. Но с этой удачной позиции он вряд ли уйдет, характер его теперь достаточно известен."

Победить немца оказалось просто.

На следующий день, когда солнце ушло с позиций красноармейцев, а на позиции фашиста упали прямые лучи солнца, у края железного листа что-то заблестело. Помощник Зайцева приподнял свою каску. Фашист выстрелил. Помощник демонстративно приподнялся, вскрикнул и упал. Немец высунул из-под листа полголовы, и поплатился своей жизнью. Зайцев прострелил нацисту голову. Ночью пехотинцы сделали вылазку, и нашли под железным листом фашистского майора. Они извлекли его документы и доставили их командиру дивизии.

Принятие Зайцева в члены партии
Принятие Зайцева в члены партии

Хоть немецкий снайпер и был профессионалом в своём деле, но попался на самой обычной провокации. Он не придерживался главной заповеди снайпера – всегда меняй свои позиции. О высоком классе нациста говорила его винтовка, точнее прицел. Он был с десятикратным приближением. Наши стрелки, включая Василия Зайцева, работали с приближением всего в 3-4 раза. Дело в том, что чем больше увеличивает прицел, тем сложнее с ним работать, но зато убиваешь врага с большей дистанции. Так вот, немец мог работать с более сложным прицелом, а наш Василий Зайцев этого не умел. Зато Зайцев оказался тактически сильнее нациста.

Снайперская винтовка Василия Зайцева в музее
Снайперская винтовка Василия Зайцева в музее

Мина вывела из строя нашего снайпера

Но провоевал Василий Зайцев в Сталинграде не долго, шальной снаряд вывел его из строя. В январе 1943 года командир батальона послал снайперов Зайцева с приказом сорвать наступление вражеских войск. Тактика была простой. Перед наступлением немецкие офицеры должны были осмотреть советские позиции. 13 наших снайперов засели в засаде и взяли под прицел командные и наблюдательные пункты врага. Им удалось израсходовать по две обоймы патрон каждому, отстреливая офицеров противника. После атаки, снайперы отстреливали командиров, которые поднимали солдат в бой и фашистская атака захлебнулась.

Наши пулемётчики отсекли часть пехоты врага, которые залегли. И вот тут уже Зайцев совершил свою ошибку. Он решил отличиться в захвате пленных и вышел к залёгшим солдатам вермахта навстречу. Несколько фашистов подняли руки готовые сдаться, но это увидели другие немцы, оставшиеся на позициях, и открыли по своим солдатам миномётный огонь. Зайцев только увидел, как к нему летела осколочная мина. Чтобы не уронить своё достоинство перед немцами, Зайцев не стал залегать, а мина упала в тридцати метрах и тяжело ранила снайпера.

Зайцев со звездой героя на груди
Зайцев со звездой героя на груди

Всего в битве за Сталинград, снайперы, обученные Василием Зайцевым, уничтожили около 6000 противников. Сам Зайцев ослеп, но ему в Москве, после множества операций, всё-таки смогли вернуть зрение. И он даже вернулся обратно на фронт. До конца войны, Василий Григорьевич возглавлял школу снайперов, написал два учебника и многие разработанные им тактические приёмы применяются и по сей день. Зайцев участвовал в освобождении Донбасса, в битве за Днепр, сражался под Одессой и на Днестре. Победу Василий Зайцев встретил в чине капитана в Киеве. Конечный счет Зайцева составил 242 уничтоженных солдата и офицеров противника. Хотя, сейчас появились ещё данные, что Зайцев в 1944-м году уничтожил 18 немцев в одном бою. Подробнее об этом можно прочитать тут.

-9

После окончания войны Василий Зайцев участвовал в армейских испытаниях винтовки СВД и написал книгу «За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера», которую я вам советую прочитать (она не большая). Скончался Герой Советского Союза Василий Григорьевич 15 декабря 1991 года в городе Киеве.

Чтобы не пропустить новых интересных публикаций, подписывайтесь на канал, и так же, пишите комментарии, особенно критические.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц