Найти тему
Писатель дома

Автор и персонаж - Джейми Кэмерон и Джеймс V Стюарт

Jamie Cameron “James V. The personal rule. 1528 – 1542”

Одна из редких книг о царствовании самого всеми «нелюбимого» короля, и читается она трудновато – опубликована уже по смерти автора, будучи сформированной из его диссертации. Поговорить хотелось бы отдельно про тезис "Ill-beloved James V", как он обозначен в прологе у Кэмерона.

Джеймсу V Стюарту в самом деле не очень повезло с историками и исследователями – о нем писали редко и мало. Да и сам он сделал все, чтоб так оно случилось – родился от Джеймса IV, во всем красавчика и героя (от десятка внебрачных детей по всей Шотландии до античной трагедии вероятного отцеубийства и собственной смерти на поле боя), а родил Марию Стюарт. Та тоже понимала, что такое пиар, и отличилась в веках на славу. А что можно сказать про Джеймса V? До того, как в шестнадцать лет удрал от регента – ничем себя не проявил. А потом взял да помер всего лишь в тридцать лет – после двух неудачных браков в смысле получения приплода мужского пола. Неудачник, чо уж.

Фото (С) Илона Якимова 2018
Фото (С) Илона Якимова 2018

При всем том имел прозвища «короля бедняков» и «убийцы знати». Первое – потому что якобы любил играть в Гарун-аль-Рашида, второе – потому, якобы, что истреблял всех ближних без разбора. Вот насчет второго прозвища Джейми Кэмерон высказывается, что, мол, это все ерунда и тюдоровская, современная ему, пропаганда так короля оболгала.

Тюдоровская пропаганда, заметим вскользь – это такая кровавая гэбня всего XVI века, на ее работу списывается все, от версии убийства Ричардом Йорком принцев в Тауэре до подложных писем Марии Стюарт Босуэллу в ларце, хотя настоящая гэбня началась уже с поздних лет Елизаветы, эти католические покушения на ее жизнь, расцвет службы Уолсингема, вот это вот все. Кстати, лицом кровавой гэбни в уморительной дилогии Шекара Капура «Елизавета» и «Золотой век» стал мой любимчик Джеффри Раш, если не ассоциируется ни с кем сразу – вспомните капитана Барбоссу из «Пиратов Карибского моря». Англичане – те еще самопародисты.

Джеффри Раш в роли Френсиса Уолсингема в фильме "Золотой век", фото из свободного источника.
Джеффри Раш в роли Френсиса Уолсингема в фильме "Золотой век", фото из свободного источника.

Так вот, пропаганда. Англичане, и правда, очень успешно ею пользовались, к примеру, называли численность рейда во главе с Уотом Вне-Закона, вышедшего в 1530-х из долины Твида на Англию, в три тысячи человек. Простой подсчет, осуществленный Алистером Моффатом в его книге «The Raiders», показывает, что в таком случае в седло вслед за сэром Уолтером должно было сесть все мужское население долины – от 10-ти до 60 лет включительно. Что вряд ли, если уж честно, хотя кто их знает, этих приграничников в жажде английской крови. Поэтому отрешимся от английской (и шотландской) пропаганды и посмотрим чисто на цифры, на деяния нашего любимого короля Джеймса V.

Замечу, я излагаю тут не свои домыслы и обоснования, я даю чистую хронологию:

1528 – изгнание графа Ангуса и Джорджа Дугласа Питтендрейка, опала всей фамилии Дуглас

1529 – тюремное заключение для графа Босуэлла (на два года) и Патрика Хепберна Болтона, его дяди и наследника (выпущен под огромный залог)

1529 – заключение сэра Уолтера Скотта Бранксхольм-Бокле, главаря рейдеров Средней марки, лорда Максвелла, хранителя марки Западной, лорда Хоума, хранителя Восточной, казни среди Армстронгов, Эллиотов и Керров

1531 – в заключении граф Аргайл

1533 – в опале архиепископ Сент-Эндрюсский Джеймс Битон

1534 – в заключении граф Атолл

1537 – сожжение Дженет Дуглас, леди Глэмис, сестры опального графа Ангуса, ее муж, дядя Аргайла, гибнет в заточении в Эдинбургском замке

1540 – епископ Морей, он же – Патрик Хепберн Бинстон, пишет, что король готов считать виновным любого за одну только фамилию Хепберн, а граф Босуэлл отправлен в изгнание, лишен земель и доходов

1540 – морская экспедиция короля на побережье и в Хайленд, многие главы кланов взяты в заложники

1540 – казнь Джеймса Гамильтона Финнарта, кузена короля и главного зодчего, по обвинению в государственной измене

Это пока только то, что поверхностно помню я. Знаете, как это называется? Установление жесткой вертикали власти, и этим занимались все Стюарты. Только никому из них так и не удалось таковую возвести. Первого – зарубили свои же бароны в клозете, второй погиб от разрыва пушки на испытаниях оной в Роксбурге, третий был смещен и тайком убит в пользу четвертого, четвертый погиб на Флоддене, пятый… ну, у пятого устремления государственной пользы совпадали с наклонностями, по-видимому.

Я не пытаюсь выставить короля демоном, летящим на крыльях ночи. Но и убийцей знати его именовали вполне по заслугам. Другое дело, что ему и некуда деваться-то было, поскольку король хотел править единовластно, насколько это возможно в условиях парламента, конечно. Но не успел – не дожил.

Еще историй об авторе, герое и романе - здесь.