Продолжаю обзор Музея королевских ВВС в Лондоне (RAF Museum London). В этой записи я хочу более подробно рассказать об одном замечательном экспонате - британском гидросамолёте Short Sunderland.
Этот самолёт, созданный британской компанией Short Brothers, был одним из самых больших и одновременно массовых образцов летающих лодок Второй мировой войны. Его разработка началась в первой половине 1930-х годов, а первый полет прототипа состоялся осенью 1937 г.
Этот самолёт прежде всего примечателен своим вкладом в победу над германским подводным флотом во Второй мировой войне. Впрочем, об этом я расскажу чуть позже, а сперва мы коротко пробежимся по истории создания Short Sunderland.
После начала работ по созданию пассажирской летающей лодки Short S.23 британское Министерство авиации (Air Ministry), отвечающее за развитие королевских ВВС, пришло к выводу, что им не помешала бы и военная версия этого самолёта. Адаптация проекта привела в итоге к тому, что на 42 построенных гражданских самолёта Short S.23 Empire, включая модификации S.30 и S.33 (выпускались в 1937-40 гг.) пришлись аж 721 военных Short S.25 Sunderland (выпускались в 1937-45 гг.).
Основные ТТХ Short S.23 Empire:
- Масса пустого самолёта: 10 659 кг
- Максимальная взлётная масса: 18 370 кг
- Полезная нагрузка: 24 пассажира или до 1 500 кг. груза (письма и посылки)
- Моторы: 4х Bristol Pegasus XC мощностью 920 л.с.
- Максимальная скорость: 322 км/ч
- Практическая дальность: 1200 км
От гражданского прототипа герой нашего рассказа Short S.25 Sunderland унаследовал двухпалубную окнструкцию и высокий уровень комфорта для экипажа: на летающей лодке были предусмотрены туалет, камбуз и спальные места.
Теперь оценим основные ТТХ Short S.25 Sunderland (для версии Mk V).
Основные ТТХ Short S.25 Sunderland:
- Масса пустого самолёта: 16 770 кг
- Максимальная взлётная масса: 29 545 кг
- Стрелково-пушечное вооружение: от 8 до 16 7,7 мм мм пулемётов, 2х 12,7 мм пулемёта
- Боевая нагрузка: авиабомбы, глубинные бомбы, мины суммарной массой до 2250 кг (по другим источникам: до 1000 кг)
- Моторы: 4х Pratt & Whitney R-1830-90B Twin Wasp мощностью 1.200 л.с.
- Максимальная скорость: 343 км/ч
- Практическая дальность: 3150 км
Хорошо заметно, что в результате "адаптации" проекта (и его развития от версии Mk 1 до Mk V) самолёт успел значительно "подрасти".
Этот самолёт был выпущен в 1945 г. под заводским номером ML 824. Несмотря на нанесённые опознавательные знаки ВВС Новой Зеландии (британского доминиона в те годы), конкретно этот экземпляр служил в британских королевских ВВС и, уже после Второй мировой войны, в ВВС Франции.
Для любого гидросамолёта сброс бомб - весьма непростое дело, так как его корпус должен сохранять водонепроницаемость. В данном случае британские инженеры нашли вполне приемлемое решение.
Приведу ещё несколько старых фото, показывающих этот самолёт во всей его красе.
В завершение обзора этого самолёта я хочу, как и обещал в начале статьи, сказать пару слов о его роли во Второй мировой войне.
Этот самолёт изначально задумывался как патрульный и противолодочный. Англичане неплохо усвоили уроки Первой мировой войны, в ходе которой блокада британских островов немецкими подводными лодками поcтавила их страну на грань выживания.
В 1939 г., с началом Второй мировой, история с блокадой повторилась - но поражение немцев в подводной войне наступило ещё до полного истощения их сил. Уже к весне 1943 г. в "Битве за Атлантику" наступил коренной перелом - с этого времени немцы уже больше не могли наносить союзным конвоям значительный урон, оставаясь, в свою очередь, безнаказанными. Перелом был достигнут, с одной стороны, постепенным количественным наращиванием сил и средств противолодочной обороны союзников (в основном, американцев и англичан).
С другой стороны, развитие теории операций и, что очень важно - радиотехники, позволило организовать противолодочную борьбу так, что шансов у немецких подводных сил практически не осталось. Какое отношение это всё имеет к летающим лодкам Short S.25 Sunderland? Самое прямое. Оснащение этих лодок поисковым радаром и ночным прожектором привело к тому, что немецкие подводные лодки не могли больше совершенно "расслабленно" заряжать свои аккумуляторные батареи ночью (а днём уж и подавно) и совершать ночные переходы в новые позиционные районы.
В свою очередь, наличие сильного вооружения позволяло летающим лодкам не просто засекать позиции немецких подлодок и передавать их на ближайшие корабли противолодочной обороны (ПЛО), но и самим атаковать.
Любопытно, что в самом начале Второй мировой войны немецкие учёные сделали вывод о практической невозможности изготовления компактного радара в сантиметровом диапазоне волн - что повлияло на всю программу строительства и проектирования немецких подводных лодок.
Лишь после появления однозначных признаков наличия таких радаров не только на небольших кораблях (эсминцах, фрегатах и корветах) противника, но даже и на его самолётах, командование немецкого ВМФ пришло в шоковое состояние. Все массово изготавливаемые немцами подлодки (прежде всего VII-й и IX-й серий) разом оказались бесполезными в подводной войне из-за потери самого главного их качеста - скрытности.
Всего самолёты Short S.25 Sunderland самостоятельно потопили 26 немецких подводных лодок. Но эффект от их применения был значительно большим - ведь сам факт обнаружения лишал подводников скрытности и, как правило, заставлял их отказаться от атаки конвоя и вынуждал спешно уходить под воду. А на место обнаружения вражеской подлодки оперативно наводились свои корабли, завершающие, как правило - через весьма короткое время - недолгую жизнь вражеской подлодки и её экипажа. Часто "Сандерленды" оставались в районе обнаружения подлодки долгие часы, дожидаясь её очередного всплытия.
Продолжение рассказа об этом музее и его экспонатах следует. Советую так же посмотреть:
Как-нибудь я расскажу и о другой легендарной летающей лодке Второй мировой - об американском самолёте-амфибии Consolidated PBY „Catalina“, который с не меньшим успехом боролся с немецкими подлодками.
Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось и Вы не хотите пропустить новые рассказы о военных музеях.
Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен
Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в [LiveJournal] - [Instagram] - [Facebook] - [ВК] - [twitter]