С древнейших времен люди иллюстрировали отношения между сущностями, изображая их в виде кругов. Сперва это были круги на песке, потом на бумаге, а в XVII веке Лейбниц начал использовать этот подход в научных целях. В XVIII веке небезызвестный академик Петербургской академии наук Леонард Эйлер уже активно использовал в качестве инструмента математической логики круги Эйлера, которые были или вложены друг в друга, или находились рядом.
В 1881 году в Лондоне Джон Венн опубликовал книгу «Символическая логика», в которой представил способ отображения отношений между множествами, получивший название «диаграмма Эйлера-Венна». От кругов Эйлера новая диаграмма отличалась тем, что на ней круги пересекались, а зоны пересечений отражали взаимодействие сущностей, которые эти круги изображали.
Джим Коллинз в своей книге «От хорошего к великому» применил диаграмму Эйлера-Венна для изображения своей «концепции ежа», помогающей определить направление движения компании.
Название происходит от эссе «Еж и лиса» английского философа сэра Исайи Берлина. В этом эссе противопоставляется многоумная лиса, которая видит мир во всей его сложности и постоянно изобретает новые способы поймать ежа, и прямолинейный еж. Он сводит мир к простой концепции, связывающей все воедино и определяющей его действия. Он просто всякий раз при атаке лисы сворачивается в клубок, и это стабильно срабатывает.
Концепция ежа у Коллинза визуально представлена в виде трех пересекающихся кругов. Каждый круг является ответом на один из вопросов:
1. В чем ваша компания может быть лучшей из всех (и в чем не может)? Если компания делает что-то хорошо, то это совсем не значит, что она делает это лучше всех.
2. Как функционирует ваша экономическая модель, есть ли у вас понимание того, как добиться максимальной рентабельности?
3. Что вы на самом деле любите и страстно хотите делать? Необходимо не мотивировать сотрудников к какому-то виду деятельности, а дать им возможность делать то, что их и так увлекает.
Если все три ответа пересекутся, концепцию можно считать разработанной. Вы нашли сферу, в которой ваша компания будет лучше всех, при этом вы любите ваше занятие и знаете, как получить от него наибольший результат.
Вячеслав Макович, Игорь Дубинников и Павел Рыбаков в книге «Твоя бизнес-идея» применили тот же принцип уже для формирования концепции личного развития. «Для того, чтобы … профессиональная деятельность приносила удовольствие, нужно, чтобы ты занимался тем, что реально хочешь делать, что можешь делать на высоком уровне и результат чего нужен другим людям…То есть это должно находиться на пересечении ответов на вопросы: «Что хочу?» «Что могу?» «Что нужно?», - пишут они.
Сходным образом, для иллюстрации бизнес-идеи, диаграмму Эйлера-Венна использовал в своей бесполезной, но популярной книге «Восьмой навык» Стивен Кови – там он ищет этот самый восьмой навык на пересечении личного, лидерского и организационного величий. Впрочем, в случае Кови это применение диаграммы еще и бессмысленно: на самом деле речь у него идет не о зоне наложения, а о простом сочетании «величий».
Очень наглядно смотрится поиск Предназначения с помощью диаграммы в версии, которую предлагают Эдуард Кондратьев и Константин Новиков из «НСМ»:
Поэтому, когда недавно я увидел очередной пост, где об этом подходе рассказывается как о большой находке, я слегка удивился. Люди, ау. Колесо – гениальная штука, очень удобная. Но давайте уже завязывать его изобретать. Это уже не смешно, как шутка, повторенная миллион раз.