Найти тему
ТЫ КОСМОС

Думай руками

Оглавление

Ладони и пальцы помогают "пораскинуть мозгами"

"Мыслитель" - скульптора Родена
"Мыслитель" - скульптора Родена

Позы мыслителя

Человеческое мышление, кроме прочего, включает в себя сложнейшие процессы мимических действий и телодвижений. И оно сильно зависит от принятой позы.

Проводились эксперименты, в которых изучалась взаимосвязь между положением тела (лежа или сидя) и скоростью решения интеллектуальных задач: изменение позы достоверно повлияло на 5 из 17 видов измерений при выполнении различных психологических тестов. Авторы того исследования сделали вывод, что в положении лежа мыслительные функции снижаются, и что в этом положении лучше не пытаться решать трудные задачи. А еще лучше не лежать и не сидеть, а двигаться и иногда принимать перевернутые позы.

О пользе перевернутых поз читайте подробнее в статье "Если мозг завис, опускай голову вниз"

Учитывая двустороннюю связь процесса мышления и "мелкой моторики", психологи, например, советуют для гармонизации состояния заниматься мелкой ручной работой, которая способствует релаксации и озарению.

О способах релаксации через повторяющиеся движения читайте подробнее в статье "Что покрутить, чтобы успокоиться?"
Четки - древнее эффективное средство
Четки - древнее эффективное средство

Для стимуляции творческого мышления специалисты советуют рисовать идеи на бумаге: в этот момент все тело, мышцы, мозг работают над одной задачей и это подстегивает креативность.

Специалисты по так называемому "дизайн-мышлению" считают, что "прототипировать – это думать руками". Многие гениальные "самоделкины" именно потому изобретали выдающиеся штуки, что много мастерили. Тот же гениальный самоучка Циолковский своими собственными руками собирал прототипы своих задумок.

Про "стартапы" и "прототипы" Циолковского читайте подробнее в статье "Про Циолковского языком стартаперов"

Думай не головой, а руками

Определяя функцию физического мышления, которую называют "умением думать руками" (другой термин "мануализация") говорят о том, что интеллект лишь предлагает те или иные концепции, идеи, слова и теории, тогда как опыт в обращении с телами, жидкостями, пламенем, взрывами, механизмами, электрическим током, магнитными силами и теплотой мы приобретаем через наши ощущения и в процессе работы.

Американский этнолог Фрэнк Кашинг открыл для себя мышление руками, проведя четыре с половиной года среди индейцев зуньи. По его словам, ученый добился полного погружения в жизнь племени и заметил, что индейцы не только великие мастера делать вещи, но они умеют и думать руками, как современный человек иногда может думать вслух. По его собственным словам, Кашинг "вернул свои руки к их первобытным функциям, заставляя их проделывать всё то, что они делали в доисторические времена, с теми же материалами и в тех же условиях, которые характеризовали эпоху, когда руки были так связаны с интеллектом, что они действительно составляли его часть". Режиссер и теоретик искусства С.М. Эйзенштейн, изучал труды Кашинга и повторял его опыты. Как он писал впоследствии "двигательный акт есть одновременно акт мышления, а мысль – одновременно – пространственное действие".

Про предсказания режиссера-новатора Эйзенштейна читайте подробнее в статье "Снимается кино, влезающее в мозг"

Пошевелил – сообразил

Ученые-психологи выявили проявление подсознательных знаний в языке жестов. Жестикуляция, например, помогает осваивать правильные методы решения арифметических задач. В жестах детей часто скрываются подходы к задаче, которые словами ребёнок не способен выразить. Например, Сара Бродерс и её коллеги из Университета Чикаго придумали, как установить наличие скрытых знаний у детей, наблюдая за их жестикуляцией. Этот тип сигнализации может не только показать наличие потенциальных знаний, но и установить их содержание.

Опыты показали, что активно жестикулировавшие дети лучше решали математические задачи, даже если не могли объяснить своих действий. Более того, дети, которых просили жестикулировать – даже если они сами по себе этого не сделали бы – в среднем решали задачи лучше. "Через руки" дети осваивали новые подходы к задаче.

О "движухе" будущего – о детях

Нехорошая новость в том, что в нынешних школах обучаются дети с недостаточно развитыми руками – они редко пользуются ручками и карандашами. Им намного привычнее тыкать в планшеты. И педагоги редко с ними занимаются специальными упражнениями. Не только пропадает письмо и ухудшается письменная речь, но сокращается и рисование, и вырезание ножницами, и игра на музыкальных инструментах. Проблема эта решаемая, но пока она мало кого заботит. Более того, в школах активно внедряют обучение на планшетах – так проще и дешевле. Есть большой шанс получить не просто безрукое, но безмозглое поколение.

Да, сейчас навык печатания выглядит намного актуальнее, чем умение выводить буквы ручкой. Вроде ни к чему нудные письменные упражнения, царапать по бумаге всякие палочки и крючочки. Но в последствии, без развитых мозгов – человечеству, скорее всего, кирдык.

Простые движения помогут в сложных решениях

Такие упражнения с координацией пальцев можно легко делать где угодно. Их польза сомнения не вызывает – у мозга чрезвычайно мощная связь именно с руками. Мозг развивается, когда мы осуществляем сложно скоординированные движения. Особенно когда осваиваем новые, еще незнакомые нам движения.

Учитывая то, насколько сильна связь рук и мозга, можно с уверенностью сказать – все в наших руках!

Еще на эту тему:

Мозг и кожа – одно и то же

Шевели мозгами – три упражнения для обострения ума

 Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!