Танкисты, летчики, разведчики – эти военные профессии наиболее востребованы в кино. Тем интереснее смотреть о других героях страшных боев. Иногда их труд незаметен, но от этого не менее необходим. «Где 042?» - о команде речного катера. «Наркомовский обоз» - об обеспечении фронтовиков спиртом. Совсем свежий фильм этого года «Коридор бессмертия» - о железнодорожниках.
- 10 лет назад я прочитал одну статью. Все знают о блокаде Ленинграда. Почти все – про «дорогу жизни». И 100%, что вы не слышали про железную дорогу, прозванную «коридором смерти». Через ладожскую дорогу перевезли только 25% грузов, а 75% – по рельсам, - рассказывает режиссер Федор Попов.
Насчет 100% он все же погорячился. Я, например, читал об этой ветке. Но согласен, что факт незаслуженно забытый. Это героическая страница истории. Очень хорошо, что она привлекла внимание кинематографистов.
Это тыловая работа, которая порой была опаснее линии фронта. Поезда ходили по ночам с выключенными фонарями, чтобы как можно меньше привлекать внимание немцев. Но те все равно обстреливали составы. Каждые сутки было до трех прямых попаданий в вагоны. Машинистов не хватало, их выдергивали с передовой. Остальные обязанности выполняли вчерашние школьницы. Например, были «живыми светофорами». Их расставляли через каждый километр, и они должны были сообщать о разрыве путей или еще о каком препятствии впереди.
- Картина основана на предельно реальных событиях. Прототипы главных героев еще недавно были живы. Правнучка одного из них даже снималась у нас, - говорит Попов. – Консультантом был наш великий писатель Даниил Гранин. Как-то он приехал к нам на съемки, мы с ним выпили водочки. Я стал рассказывать о картине. И он произнес слова, которые меня поразили: если и есть герой блокады, то это Ольга Берггольц. Сотни тысяч людей прошли это испытание, а Гранин выделил ее. И у нас в фильме звучат ее стихи.
Берггольц стала символом. Как «Василий Теркин» помогал бойцам, так радиовыступления Ольги Федоровны поддерживали жителей осажденного Ленинграда. Вот строки марта 1942 года:
И не проходят даром эти дни,
Неистребим свинцовый их осадок:
Сама печаль, сама война глядит
Познавшими глазами ленинградок.
Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
— Затем, что ты — сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!
В хорошем кино ты должен переживать за героев. Потому что они смертны, от них не отскакивают пули. Иногда сценаристы вводят дополнительных персонажей, которые слабо влияют на сюжет, поэтому их легко принести в жертву. Здесь же до финала доживут не все главные герои. Это не «Игра престолов», это военная правда. Надо признать, что кино получилось. И даже вставленная любовная линия не раздражает, настолько деликатно она проведена.
- Картину мы снимали четыре года. Когда мы готовились к ее выпуску, я читал в соцсетях посты: сколько можно про войну, достало уже. Чем дальше по времени от нас война отстоит, тем больше фактов о ней узнаешь. Если бы мы лучше знали историю, мы бы были большими патриотами. У нас было очень мало бюджетных средств. В основном это пожертвования зрителей, собственные и заемные деньги. Люди в массовке снимались бесплатно. Это дань памяти всему советскому народу, - добавил Попов.
Читайте также: "Спасти Ленинград": все плохо