Когда-то российские автомобили считались одними из лучших в мире. Поздравляем с Днем России и вспоминаем, с чего начинался отечественный автопром.
В 1893 году в Чикаго прошла выставка машин Карла Бенца, гостями которой были промышленники из России. Через 3 года на выставке в Нижнем Новгороде публика увидела первый отечественный автомобиль – совместный проект Петра Фрезе и Евгения Яковлева, владельцев экипажной фабрики и машиностроительного завода.
Предприниматели применили собственные конструкторские и инженерные решения, чтобы обойти патенты: машина весила 300 кг, разгонялась до 21 км/ч, могла проехать на одном баке 10 километров и имела двигатель мощностью две лошадиные силы.
Модель планировалось пустить в серию, но Яковлев умер. Вместе с ним похоронили и идею массового производства отечественной самодвижущейся коляски: компаньоны усопшего посчитали затею бесперспективной. Фрезе продал предприятие Руссо-Балтийскому заводу.
Всего через три года одесский дворянин Ипполит Романов создал первый отечественный электромобиль. Он был быстрее бензинового собрата, разгонялся до 37 км/ч, но весил уже 750 килограмм. Почти половину массы составлял вес одноразового аккумулятора, которого хватало на 65 километров. Для серийного выпуска моделей не нашлось источников финансирования.
Cамоходные коляски на пару называли паро- или локомобилями. Первые модели собирали на предприятии «Дукс». Мощность их двигателей составляла от 6 до 40 лошадиных сил, а гоночные версии разгонялись до 140 км/ч. Завод «Дукс» выпускал мотоциклеты, омнибусы, аэросани и железнодорожные дрезины, а с 1910 года – еще и самолеты с дирижаблями. В итоге предприятие сосредоточилось на авиации.
Завод «Лесснер» прославился первой отечественной пожарной машиной по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга. Модель вмещала 14 человек и разгонялась до 25 км/ч. Производило предприятие и легковые автомобили, которые из-за сходства с немецкими называли «русскими мерседесами». Такой кабриолет был в коллекции Николая II.
В 1909 году с конвейера сошел первый автомобиль «Руссо-Балт», и вскоре марка стала самой популярной в империи. Завод выпускал две модели с двигателями на 12 и 24 лошадиные силы и разными габаритами. Машины «Руссо-Балт» не только выигрывали гонки (например, Санкт-Петербург – Монако в 1912 и 1913 годах), но и участвовали в покорении Везувия.
Нам есть чем гордиться!