Путешествие, любое, даже самый маленький поход – это всегда счастье! Для каждого есть свой стиль и свой маршрут. Вот и для нас, в ходе долгих поисков себя, стали формироваться маршруты и стиль их осуществления. Нам интересны такие регионы, как Хакасия, Бурятия, Алтай, Монголия, Средняя Азия, Кавказ и мы не видим себя там иначе, как на собственном автомобиле. При этом автомобиль должен иметь хороший внедорожный потенциал, быть простым и легким в ремонте. Немаловажным критерием стала и распространенность автомобиля, что бы всегда можно было найти ту или иную деталь, ведь ничто не вечно и поломка может случиться в любой момент и в любом месте.
Со временем стал формироваться еще один критерий. Мы всегда предпочитали путешествие дикарями и избегали кемпингов, хостелов, баз отдыха, гостиниц и всего того, что отделяло нас от природы. Но ежедневный, вечерне-утренний ритуал с разбиванием и сворачиванием лагеря, перетряхиванием багажника в поисках того, что оказалось под ворохом бытового скарба – все это стало сильно утомлять. Опять же, сезонность палаточной жизни – это тоже минус и не маленький, учитывая наш климат. Следовательно автомобиль должен, без значительных телодвижений, за пару минут, переоборудоваться в спальное место, а, в идеале, иметь еще место для приготовления и приема пищи, а так же минимальный бытовой комфорт.
Стало понятно, что седаны, универсалы, даже джипы не соответствуют нашим требованиям. Вначале я думал о том, что бы купить или построить прицеп-кемпер, и эта мысль уже очень плотно села в моей голове, пока однажды я не увидел автомобиль Соболь 4х4. Это был первый звоночек, но мы стали листать интернет, собирать информацию, читать отзывы и изучать опыт тех, кто уже эксплуатирует этот автомобиль. К тому же, подобный автомобиль приобрел мой товарищ по судейскому ремеслу в родном автоспорте, и еще один знакомый, который занимается местным туризмом и закупил полноприводных Соболей для своего бизнеса. Как говориться, это «вжжж» неспроста.
С точки зрения агрегатной базы, свесов, энерговооруженности, а так же если посмотреть на автомобиль через призму пригодности к необходимым доработкам и их простоте, этот автомобиль, в наших глазах, обошел многие зарубежные аналоги. А изучение возможности размещения в его салоне бытового комплекса для двоих человек, его огромные, относительно имевшегося на тот момент у нас Jeep Cherokee, с достаточно высокой крышей, решили все за нас. Несколько раз переметнувшись между выбором Соболь или ГАЗель, а может и Баргузин, все же решили, что нам подходит именно Соболь. И в апреле текущего года начались поиски.
Сколько было просмотрено объявлений, сколько раз машина, которая казалось идеальной, уходила из под носа. Но, все, что не делается, все к лучшему и вот, в первой декаде мая появилось объявление о продаже автомобиля Соболь 4х4 в Иркутске. Грузо-пассажирский, с дизелем Cummins, 2012 года выпуска, по очень приемлемой цене.
Созвонившись с владельцем и уточнив много нюансов, я понял, что это очень хороший вариант, но сорваться за тысячу километров просто так я не мог, работа. Началась организационная возня. Время шло, и все шло как оно должно идти, взяв за свой счет пару дней отпуска, на 20 и 21 мая, я решил отправиться в дорогу в субботу 18 числа. Этого времени должно было хватить, что бы добраться поездом до Иркутска, встретиться с владельцем, осмотреть машину, решить покупаю или нет, и, либо поездом, либо уже своим ходом, вернуться домой, перевести дух и вернуться в рабочую струю.
Но оставалась одна проблема, машину могли уже продать. Созвонившись с владельцем я уточнил, что автомобиль еще не продан и договорился о встрече на 19 число, непосредственно возле автомобиля.
Знаете, я очень долго не ездил на поездах. Несколько последних раз я ездил в плацкарте, но в памяти было купе поезда, и я, еще совсем мелкий, со своими родителями. Эта сдвижная дверь, плафоны подсветки, стол. Эта отделка наших купе. Хоть оно и дороже в два раза, но, все же до Иркутска билет вполне доступен и обошелся мне в 4 800 рублей, с учетом страховки и прочих наложенных платежей, через один известный сайт заказов билетов.
Итак час дня по местному времени, железнодорожный вокзал. После прошедшей Универсиады было решено сохранить систему безопасности вокзала, поэтому проход к поездам теперь возможен только через досмотр. Разумеется, мой большой рюкзак, в котором светилось пара ножей, газовые баллоны и кто его знает, что еще могло смутить сотрудника полиции, был отправлен на досмотр. Дело, как оказалось, не хлопотное, и сотрудники ведут себя крайне вежливо. Пять минут, и я, официально, пассажир. Осталось только дождаться когда подадут состав.
Сев в положенное купе, я будто бы вернулся в прошлое, лет на двадцать назад. Все тот же интерьер, та же атмосфера и этот светильник, клавиши, сетка, все такое, как было в детстве. Только вот знаете, купе стало раза в два меньше, в детстве мне в нем было просторно, а сейчас крайне тесно.
Тронулись и.. а что и… занимая себя чтением, рассматриванием пролетающих мимо пейзажей, эпизодически совершая моцион, в стиле пьяного моряка, до легендарного Титана, с заветным кипяточком, я коротал время до ночи, в ожидании сна. Как водится, ожидания были куда более радужными, нежели реальность. Жребий выпал так, что вагон мне достался да крайности изношенный, потому, помимо неплотно закрывающегося окна, свистящего холодным ветром и не являющегося преградой для шума извне, сильно мешал и неимоверный скрежет, грохот и тряска, создаваемый сильно изношенной ходовой частью вагона и его тягово-сцепным устройством. Не без труда, но все же, где-то в районе Нижнеудинска, мне удалось задремать.
Продремав около пяти часов, я проснулся. На удивление, достаточно свежим. Ехать оставалось около двух часов, а учитывая санитарные зоны, мне следовало поспешить умыться, пока открыта туалетная комната. Умывался, кстати, я минералкой, прикупленной в поездку, так как водопровод в вагоне не работал.
Станция, другая, и вот я на вокзале Иркутск-пассажирский. Далее, при помощи одного, известного, сервиса такси, я за полторы сотни рублей, был перемещен к Соболю. Вот он, стоит, с непривычки очень уж огромный. Пока жду хозяина, провожу внешний осмотр. Ну да, 2012 год, это видно. Тут коцка, там коцка, бампер задний измят, но это все мелочи. Самым неприятным стало то, что один из скатов крыши замят, видимо, упавшим с багажника грузом. Просто так это не устранить, а с другой стороны, надо ли устранять? Автомобиль не выставочный, а имеет вполне себе бытовое назначение.
Тем временем подошел владелец, открыл машину и я полез искать проблемы или наоборот плюсы в этом конкретном претенденте.
На удивление чистый двигатель заставил усомниться в честности автомобиля, хотя все номера совпадали с указанными в ПТС. Разумеется, со всех сальников раздаточной коробки и мостов имелись подтеки масла.
Карданные валы, два из трех, новые, передний уже повидал жизнь, но еще не стремится в утиль. Люфтов в рулевой или подвеске не нашел, да и откуда им взяться, учитывая простоту их устройства. Электрика, в целом работает. О состоянии догревателя и Вебасты судить так, сходу, не получится. Теперь запускаем двигатель. Завелся, надо сказать, с пол оборота и встал в нормальные холостые обороты почти сразу. На газ реагирует бодро и без паузы, не чадит. Каких-то посторонних звуков я не услышал, все жидкости в уровне. Салон, конечно..
эх.. рабочая машина, хотя, если ее отмыть и заменить кое что, то вполне может быть что картина поменяется. Как грузо-пассажирский, он не имеет кондиционера, электрических стеклоподъемников, электрической регулировки зеркал, подогрева зеркал, но, если очень надо, это можно будет поставить и самому.
Решение принято, беру, но разве же это покупка, если не поторговаться… ну хотя бы на 10%. Владелец просил за машину 270 тысяч рублей, я предложил 250 и мы, ударив по рукам, пошли в офис оформлять документы. После этого Денис, помог мне и свозил на своей машине до магазина масел и инструмента, так как в рюкзаке везти все необходимое я бы не осилил и планировал покупать железо в Иркутске. А что, ключей или отверток лишних не бывает. Прикупив простейший набор ключей, отвертку, балонник, несколько шестигранников, молоток (куда же без него), трансмиссионное масло, и потратив на все это около 4000 рублей, мы вернулись к автомобилю. Закинув в кузов комплект зимней резины я, попрощавшись с Денисом, остался проверять уровни масел в мостах и коробках, давление в резине и собираться в дорогу до Красноярска.
Первые сотни метров внушали ужас. Машина, мягко говоря, не привычная, а из-за недальновидности конструкторов, еще и достаточно шумная. К тому же очень высокая посадка и непривычный для меня габарит. Кроме того, это первый, в моей жизни, дизель и я не особо к нему привычен. Ну да ладно, глаза боятся, а руки делают. Ездить по незнакомому городу, на незнакомом автомобиле –это то еще удовольствие, но, не посетить памятник геодезистам-изыскателям, я, будучи геодезистом, не мог, тем более, что к его установке причастен отец моего одногруппника.
А уже от набережной реки Ангара, на которой и стоит скульптура в честь тех людей, что, зачастую, первыми идут в новые земли, начался отсчет километров до нового дома теперь уже нашего Соболька. На выезде из города заливаю бок до полного, что составило 46 литров дизельного топлива и, блуданув пару раз на развязках, в путь.
Описывать дорогу? А надо ли. Километр за километром. Поворот за поворотом. Дорожный ремонт за дорожным ремонтом. Соболек шел. Я его сильно не насиловал, держал 2200 - 2500 оборотов и среднюю скорость 90км/ч. Ангарск… Усолье-Сибирское… Зима… Тулун… Нижнеудинск… Так, стоп, пора заправиться и попить кофе. Останавливаюсь на знакомой уже заправке, против гостиницы Хан, в которую никому не рекомендую заезжать, заливаю в бак 42 литра, а в себя двойное американо (вот же название, это же обычное кофе) и еду дальше. Нижнеудинск – это середина пути. Дальше, около 60 км до Алзамая, а потом еще 60 км до Тайшета заправок на трассе не будет. Поэтому, двигаясь этой дорогой, всегда заправляйтесь в Тайшете или Нижнеудинске, смотря в какую сторону вы держите путь.
Планирую ехать до сумерек, а там уже вставать на ночлег. Берег Бирюсы, за Тайшетом, кажется отличным вариантом. Прохожу шикарный кемпинг возле Алзамая (смело могу рекомендовать), Тайшет и… Эх.. люди… люди жгут траву, от этого горят леса… воздух просто пропитан дымом. И, если в движении салон хоть как-то продувается, то стоит остановиться, и начинает резать глаза, а дышать становится очень тяжело.. ночевать здесь не вариант, еду дальше… Юрты.. а вот и мост через реку Верблюд.. значит я уже в Красноярском крае… Нижняя Пойма.. Тины… Нижний Ингаш.. Верхний Ингаш…Как знакомы эти названия, восточное направление трассы М53, от Канска до границы с Иркутской областью я, еще будучи техником в составе бригады своего отца, году эдак в 2004, снимал для целей земельного кадастра. Этот участок я прошел пешком… Иланский.. а вот и Канск.. Помню я объездную этого города, и решаю ехать через центр. Пройдя город я понимаю, что ехать дальше нельзя, усталость берет свое и, свернув с трассы в ближайший лесок, перебираюсь на заднее сидение, ужинаю подогретой на газовом примусе, тушенкой и чаем и устраиваюсь спать.
Первая ночевка в этом доме прошла отлично. Выспался я хорошо, хоть и проснулся в восьмом часу утра. Умылся, заварил себе лапшу, собрался и поехал дальше.
Это уже родные территории, буквально пригород. Рыбное.. Уяр.. Балай.. Кускун.. возле Кускуна есть прекрасное кафе, кемпинг, баня, АЗС, сервис и я всегда останавливаюсь здесь. Заправившись на 42 литра, попив кофе и размяв ноги я выхожу на финишную прямую. Следующая остановка двор родного дома…
Всю дистанцию Соболь прошел отлично, ни разу, ничем не заставил усомниться в правильности выбора и верности решения покупать именно этот автомобиль. По приезду проверил все жидкости в двигателе. Уровень не изменился, состояние жидкостей то же. Мне кажется это начало большой дружбы.
Сколько мне стоил перегон? Точно сказать не могу. В бак я залил 130 литров, при том, что по приезду в Красноярск, как минимум ¾ бака у меня оставалось. Да и в Иркутске я забрал машину не с пустым баком, в нем еще плескалось литров десять. На топливо я потратил почти столько же, сколько и на билет на поезд в купе, а точнее 4900 рублей. Продукты, кроме кофе, я, в дороге, не покупал, так как приобретенный в Красноярске, перед выездом, запас, обошедшийся мне в 2000 рублей, был достаточен, кое-что я так и привез с собой обратно, не беда, использую в походах.
Итого, на данный момент, с учетом всяких мелких расходов, Соболь обошелся нам в 270 000 рублей. А на этом я откланиваюсь, мне еще надо познакомить Настю с нашим новым другом, а Соболька (пока его зовут так, собственное имя он получит позже) с Настей.
До новых встреч!