Найти тему

Шоппинг с детьми: как научить ребенка покупать и выбирать

Маленького ребенка мы нередко не берем в магазин, покупая ему вещи самостоятельно. И даже если малыш оказывается в магазине, он, конечно же, не принимает никакого участия в выборе, если не считать выбором то, что он тянется к новым предмерам. Но вот ребенок подрастает и оказывается удобнее отправиться в магазин вместе с ним. С одной стороны, родителям хочется примерить на ребенка вещи, которые будут для него куплены, с другой стороны и подрастающий дошкольник иногда начинает обозначать свои желания относительно одежды. Именно в этом иногда и заключается проблема.

Представления родителей о том, что нужно ребенку нередко отличаются от представлений самого ребенка.

В магазине родители нередко задаются вопросом о том, где допустимые границы свободы: то ли разрешить ребенку выбирать то, что он хочет, то ли ребенок не выбирает и только примеряет то, что выбрали родители.

Конечно, я сейчас обозначила две крайности. Не стоит впадать ни в одну из них. А вот найти золотую середину должен каждый сам для себя. Попробуем это сделать. Покупаю одежду и обувь, нам важно учитывать несколько аспектов: необходимость определенных вещей; их стоимость; функциональные особенности, в т.ч. качество; внешний вид (цвет, стиль). Естественно, по каждому из этих пунктов у родителей и ребенка может быть разное мнение. И важно, чтобы родитель обозначил ребенку границы выбора.

Необходимость определенных вещей.

Если вы пришли в магазин покупать зимнюю одежду, то как бы ни хотелось ребенку получить футболку, основная покупка - это зимняя одежда. Именно это важно обозначить ребенку еще до того, как вы зашли в магазин. Возможно, что вы и купите что-то дополнительно (например, на какой-то товар будет скидка), но гарантировать этого вы ребенку не можете.

Можете вместе вспомнить всем известного Шарика, который купил себе вместо валенок кеды, потому что они "красивее".

При этом, дорогие читатели, я хочу обратить вас непосредственно к вашему личному опыту. Сколько раз было, когда вы шли в магазин, например, за зимней курткой и вдобавок покупали шарфик, перчатки или еще что-то. Потому что понравилось, а, может быть, была скидка. В общем, вы совершили импульсивную покупку, купив вещь, которая доставила вам положительные эмоции. Вспомнили? А теперь вспомните свои эмоции от этой покупки. Как правило, это удовольствие, радость, удовлетворение. Возможно, даже спустя некоторое время вам приятно вспоминать, что вы побаловали себя. А теперь давайте вернемся к совместному шоппингу с ребенком. Имеет ли право ребенок (не каждый раз, конечно) на такое удовольствием? Мне кажется, да. Поделюсь личным опытом. Если я везу одного из своих сыновей покупать вполне конкретную вещь (школьную форму, например), которая ребенку кажется не слишком нужной, потому что его не беспокоит то, что брюки стали коротки, я четко обозначаю, почему мы едем за покупками. Я выражаю понимание того, что его все устраивает, но объясняю, что, есть некоторые социальные нормы, которым стоит подчиняться. Например, не очень красиво, когда человек носит пиджак с короткими рукавами. При этом я точно понимаю, что с некоторой вероятностью мы потратим больше, чем мне хотелось бы. Пока я выбираю вещи для примерки, то сын имеет возможность тоже что-то посмотреть. Не раз было, что дополнительно мы покупали то футболку, то что-то еще.

Стоимость. Не так уж много людей, стоимость вещей для которых совсем не имеет значения. Большинство из нас планирует свой бюджет и покупает вещи определенной ценовой категории. Однако дети дошкольного возраста, к сожалению, не могут в полной мере осознать невозможность дорогой покупки. Именно поэтому лучше сразу выбирать магазины определенной ценовой категории. Не стоит ходить с детьми в те магазины, где продаются слишком дорогие для вас товары. Это принесет разочарование и вам, и ребенку. Но даже в одном магазине могут встретиться товары разной стоимости. И здесь вы можете четко обозначить ребенку границы. Вы можете предложить ребенку выбрать вещь из некоторого количества, обозначенного вами. Либо, если ребенок уже достаточно хорошо знаком с цифрами, вы можете обозначить границу стоимости вещи, выше которой заходить нельзя.

Однако мне также хочется обратить внимание на то, что иногда мы, планируя покупки, все-таки покупаем более дорогие вещи, нежели планировали. Иногда это вполне оправдана какими-то рациональными соображениями (более высокое качество), иногда нашими эмоциями (более дорогая вещь очень нравится). Может быть, ваш ребенок выберет что-то, что стоит дороже, нежели вы предполагали. оцените свои финансовые возможности, посмотрите на своего ребенка. И примите то решение, которое кажется вам правильным именно в этот определенный момент.

Функциональные особенности вещи, в том числе качество, весьма важны при выборе одежды и обуви. Конечно, вы не купите ребенку вещь, если по каким-то причинам она неудобна в эксплуатации или не предназначена для ваших нужд. В этом случае важно просто честно объяснить ребенку, почему именно эту вещь вы не купите. Так, если девочка выбрала красивые туфельки на каблучках, то с эстетический точки зрения ее можно понять. Но такая обувь не выдерживает критики с точки зрения ортопедии. В этом случае обязательно придется взять несколько пар обуви и объяснить ребенку, чем отличается качественная обувь от некачественной. Рассказать, как обувь может портить стопу и так далее. То же самое касается и качества одежды. Я помню, как моя мама отговаривала меня, подростка, от покупки. Она просто брала вещь, выворачивала ее наизнанку и показывала торчащие нитки, слишком маленький отступ строчки от края, неровные строчки. Некоторое сожаление от того, что не купили модную вещь оставалось, но приходилось признать, что мама была права. А вот, например, если ваш ребенок выбрал комбинезон, который состоит из штанов и куртки, в то время как вы планировали купить цельный комбинезон (или наоборот), стоит задуматься о том, стоит ли настаивать на вашем выборе. Если в целом речь идет о качественной вещи, то лучше дать ребенку возможность выбрать самому.

И, самое главное, это, конечно, внешний вид покупаемой вещи. Пожалуй, это камень преткновения. Каждый взрослые имеет свои представления о том, как должен выглядеть его ребенок и при этом ребенок имеет свои представления. Сначала я хочу привести вам небольшой отрывок из замечательного произведения Астрид Линдгрен "Мадикен и Пимс из Юнибакена".

"Мадикен так благодарна маме, которая позволила ей заказать платье как у принцессы, хотя сама мама считает, что Мадикен следовало бы надеть на экзамен матроску и матросскую шляпку. - Ты такой тип, понимаешь? - объясняет мама. Но Мадикен совсем не хочет быть таким типом. Она хочет быть другим - в белой кружевной шляпке с полями, усыпанными розовыми шелковыми розочками, как раз такую шляпку ей и дарят. - Ведь я же понимаю, что это не подарок, а маленькое блаженство, - улыбается мама".

Мы, действительно, не будем покупать ребенку кеды вместо зимней обуви, не согласимся купить некачественную вещь, с большой вероятностью откажем в слишком дорогой покупке. И не стоит беспокоиться, что эти ограничения причинят ребенку вред. Здоровые границы нужны ребенку. Но при этом ребенку нужна и определенная доля свободы выбора. И если исходить из принципа адекватности, то это за ребенком остается именно выбор цвета и фасона одежды и обуви. Возможно, выбор ребенка повергнет вас в культурный шок. Но посмотрите в этот момент на ребенка. Если он светится как Мадикен в описываемом выше примере, то, полагаю, взрослым понятно, что именно эта покупка крайне важна для ребенка. А вот если вы видите, что ребенок выбрал что-то и при этом этот выбор не является столь значимым, вы, конечно же, можете предложить ему рассмотреть и другие варианты. Просто предложите ему примерить еще пару-тройку вариантов. Нередко бывает, что ребенок с интересом откликается на новые варианты просто потому, что он их не заметил. Можно ненавязчиво обратить внимание ребенка, что выбранная вещь не очень сочетается с другими вещами его гардероба. Таким образом вы учите ребенка не просто выбирать, а учитывать, что вещи необходимо сочетать по цвету и стилю.

В психологии покупательского поведения нет каких-то однозначных правил, что хорошо, а что плохо, что можно, а что - нельзя. Важно помнить, что нужно уважать желания ребенка и не стоит настаивать на чем-то, что не так уж принципиально. Но при этом ребенку важно иметь некоторые границы, в том числе и в покупательском поведении. Не бойтесь их ставить, ведь границы есть и в реальном мире и обязательно нужно их учитывать.

(c) Юлия Гусева, психолог