С одной стороны, фотография и живопись существуют в параллельных мирах. Одно представляется чем-то высоким, другое – всем понятным и заурядным. Возможно, это справедливо, если сравнивать «Тайную вечерю» великого Леонардо с фотографией на паспорт. Но во многих случаях эти сферы человеческой деятельности близко связаны и даже дополняют друг друга. Серьёзные фотографы внимательно изучают картины известных художников, чтобы постичь тонкости портретного искусства, многообразие цветовой палитры для совершенствования собственного мастерства. Художники, в свою очередь, частенько используют фото, как первичный материал, как эскиз или набросок, облегчая работу над живописным произведением. Симбиоз налицо. Так что же могут позаимствовать фотографы у мастеров кисти?
Фото и живопись
До середины 19 века живописные картины были единственным средством визуальной передачи действительности. Портреты аристократов, изображения родовых замков, угодий и сцен светской жизни (балы, охота, рождение и крестины наследников) пользовались большим спросом и являлись главным источником заработка художников той эпохи. Не забудем и солидные церковные заказы: картины библейских сцен, портреты иерархов и роспись соборов. Для души - сценки из городской жизни, портреты современников из простонародья.
В 1839 году постепенно стало распространяться известие об открытии необычного явления под названием фотография. Ажиотаж поднялся страшный, и люди впервые столкнулись в спорах: фотография – это искусство или ремесло? Споры то затухали, то воспламенялись вновь.
Большинство прекрасно понимает, что живопись и фото взаимосвязаны и прекрасно дополняют друг друга. Иной раз изображения, выполненные мастером-фотографом, более содержательны в художественном смысле, чем посредственная живопись. Фотографы учатся у знаменитых живописцев композиции, цветовым формам, освещению. Художники используют фотографию как один из этапов работы над картиной.
Оба вида творческой деятельности связаны с визуальным восприятием. Те, кто открыт новым идеям и способен извлекать их из других видов искусства, всегда будут располагать более широкой базой источников вдохновения. С хорошим багажом легче совершенствовать собственную технику и вырабатывать индивидуальный стиль.
Взаимопроникновение в пользу искусства
David Hockney любит использовать в своих работах оба вида творчества. Он говорит, что выбрал это направление после просмотра фильма "Кто подставил кролика Роджера". Фильм с живыми людьми и рисованным кроликом настолько потряс его воображение, что практически определил его творческую судьбу. Теперь на компьютере он чудесным образом смешивает рисунки с фотографией, создавая невероятно талантливые произведения искусства. Думаете, слишком сильно сказано?
Изображения Дэвида необычайно живые и яркие. Его произведения помогают увидеть то, что не удаётся на обычных снимках. Он играет с нашим воображением, порождая массу неожиданных ассоциаций и эмоций. Разве не это задача искусства?
Чему ещё могут научить великие мастера
Внимательно изучая шедевры живописи, можно почерпнуть массу полезных для фотографии аспектов и деталей. Вот примеры:
- Акцент на центральном объекте композиции. Мастера прошлого невероятно изобретательно умели использовать прямые линии в композиции, фокусирующие взгляд зрителя на важнейших деталях изображения. Вот, к примеру, полотно Караваджо "Неверие апостола Фомы". На картине явно обозначены три прямые линии, направляющие взор зрителя на страшные раны Иисуса;
- Контраст. Для гениев прошлого сильный контраст – естественный и широко используемый приём. Игру света и тени они мастерски используют, чтобы ещё нагляднее выделить главное зерно композиции: фон для тёмного объекта выполняется светлым тоном и наоборот. Возьмём "Возвращение блудного сына", великое творение Рембрандта. Весь задний план выполнен в глубоких тёмных тонах, придающих сюжету особую драматичность. На этом фоне особенно ярко выглядит в центре главный персонаж картины. Этим приёмом великий мастер придаёт объекту особую силу и убедительность. Им с успехом могут воспользоваться и фотографы: выделить объект, добавить эмоций и драматизма.
Роль освещения
Для фотографа она настолько важна, что может в одно мгновение создать из обычного снимка шедевр, а может разрушить всю выполненную, казалось бы, качественную работу.
Для художника свет не менее важен. Направление и интенсивность светового потока чрезвычайно важны для отображения на полотне образа человека или какой-либо истории. Непревзойдённым мастером игры света с тенью считался Рембрандт. Проникновенный драматизм, оглушительная достоверность его портретов обусловлены присутствием тени, почти полностью закрывающей лицо героя. Лишь область глаз полностью освещена, именно это и создаёт потрясающий эффект. В наибольшей степени этот приём великого маэстро проявился в его автопортрете. Оцените сами!
Серьёзные фотографы тщательно изучают наследие великого голландца, чтобы использовать его открытия в освещении в интересах фотосъёмки. Они даже создали оригинальную технику студийного освещения, приближающуюся по стилю к его картинам, и назвали Rembrandt Lighting. Знакомые с этим специалисты говорят, что подобный свет очень добавляет драматизма в фотографии, особенно портреты.
Другой знаменитый голландец, Вермеер, больше тяготел к естественному освещению и пронёс его через всё своё творчество. Его контрасты не так резки, они естественные, мягкие. Его видение сочетания света и тени чудесным образом вписывается в уличную фотосъёмку. Чем знающие фотографы и пользуются с большим успехом.
Какие ещё картины изучить для вдохновения
А какие работы оказали на фотографию наиболее существенное влияние? "Мона Лиза" великого Леонардо да Винчи – самое известное и узнаваемое полотно. Как для фотографа, так и для художника картина Леонардо является предметом поклонения, потому что она создала вечный и незыблемый канон выполнения портрета. Далёкий пейзаж на заднем плане ярко демонстрирует, как гармонично можно связать фон с героиней картины. А загадочная полуулыбка подчёркивает неразрывную невидимую связь между художником и объектом. Именно улыбка сделала это произведение таким знаменитым. В искусстве фотографии тоже невероятно важно существование связи между объектом, фотографом и зрителем. Если такая связь установлена – считайте себя мастером!
С точки зрения освещения большой интерес для фотографа представляет полотно Иоганна Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой". Он как никто другой научился использовать естественный свет, падающий из окна. Свет, невероятным образом отражённый от жемчужный серёжки, и «световая ловушка» в зрачках девушки - уникальная находка мастера, достойная всестороннего изучения. Особенно для портретных фотографов.
Внимательно изучайте картины, когда бываете в музеях, галереях. Композиция, свет и тень, контраст, визуальные ассоциации – ничего не оставляйте без внимания. Оцените, нравится ли Вам полотно. Если нравится, то почему, попробуйте сформулировать. Придя домой, возьмите свои лучшие снимки и попытайтесь дать им объективную оценку. Как насчёт композиции? Есть вопросы к освещению? Удалось ли передать характер задуманного зрителю? Таким образом, Вы используете увиденное в галерее для того, чтобы улучшить технику съёмки, отточить мастерство. А если Ваши фотографии и без усовершенствования прекрасны – приходите в ЦО «Фотосфера». У нас Вы сможете выполнить печать фотографий больших размеров или оформить красивый фотоальбом на заказ. Ждём Вас. Удачных кадров!