Что мне нужно делать?
Цви Фриман
Вопрос:
Уважаемый рав, Иногда судьба преподносит сюрпризы, которые полностью переворачивают нашу жизнь. На прошлой неделе я навещал свою мать в больнице, и вдруг она сказала мне, что она еврейка.
Я спросил, почему она никогда не говорила об этом раньше, но она не захотела отвечать. Зато рассказала о своих родителях, переживших Холокост. И было ясно, что это не выдуманные истории.
Я пообщался на эту тему со своим еврейским другом, и он сказал, что если моя мать еврейка, значит, и я еврей. На самом деле большинство моих друзей — евреи. И я всегда интересовался всем еврейским. Но быть евреем самому? Если я действительно еврей, то мне важно выяснить, что это значит для меня и моей жизни. С чего мне следует начать? С уважением и интересном,
Новый еврей
Ответ:
Дорогой еврей, Забавно, никто никогда не пребывает в глубоком шоке, если узнает, что его мать — урожденная кореянка. Или словачка. Или эскимоска, хотя, согласитесь, это правда было бы довольно неожиданно для многих и точно очень интересно.
А внезапно выяснить, что вы являетесь мусульманином, бахайцем или буддистом, в принципе невозможно. Это вопрос религии, и если вы не являетесь ее приверженцем, то какое это может иметь к вам отношение? Однако все же нередко случается, что в один прекрасный день человек узнает, что он еврей.
Так что в этом есть что-то уникальное. И мне кажется, что именно об этом вы спрашиваете: что это за уникальная особенность того, чтобы быть евреем, если однажды вы вдруг можете обнаружить, что вы еврей, и это не из-за веры или принадлежности, осознанного выбора или склонности, воспитания или сообщества? Это так странно: вы оказываетесь евреем, просто потому что однажды ваша мать говорит: «А, дорогой, знаешь, я еврейка, поэтому ты тоже еврей». (Конечно, вам понадобятся заслуживающие доверия доказательства того, что это на самом деле так, но факт остается фактом.) Ответ заключается в том, что мы, евреи, одна большая семья, все братья и сестры, все дети Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Яакова, Рахели и Леи. И если ваша мать еврейка, вы тоже часть этой семьи. (Если только отец, но не мать, или если только дедушка по матери, но не бабушка, то ситуация другая.) И вы можете сказать: «Да, но ведь все человечество — одна большая семья». А я отвечу, что евреи — это семья, члены которой тесно связаны друг с другом, будто склеены суперклеем. Божественным суперклеем, у которого никогда не истечет срок годности. Мы навсегда связаны вечным Заветом и общей миссией, которую тысячи лет назад Всевышний возложил на наших предков на горе Синай. Мы заключили завет с Создателем Неба и Земли, который освободил нас из-под гнета египтян, чтобы мы могли исполнить Его волю с любовью и радостью и унаследовали Землю Израиля, наполняя ее миром. Наша миссия — быть светом для всех народов мира, чтобы все люди научились выполнять свою роль в процессе наполнения всего мира свободой, умиротворением и гармонией, каким его и создал Творец. Этот Завет и эта миссия объединяют нас вместе как единое живое существо, состоящее из множества тел и одной общей души. Все это воплощено в Танахе и других еврейских святых книгах, а также в огромном количестве комментариев и дискуссий, составленных на протяжении многих тысячелетий — все это мы называем Торой, что буквально означает «учение». Тора учит нас, как жить в соответствии с божественным планом здесь, на земле, в любое время и в любой ситуации.
Поступки, предписанные Торой, называются заповедями. Практические инструкции называются Алахой, что означает «путь». И все это работает вместе, чтобы объединять нашу глобальную семью во времени и пространстве. Прошло почти 4000 лет с тех пор, как Авраам, первый еврей, начал рассказывать людям, что Бог заботится о Своем мире и его созданиях. А с того момента, как дети Авраама заключили с Богом завет на горе Синай, прошло более 3 300 лет.
За эти долгие годы еврейский народ оказал неоценимое влияние на самовосприятие и мировоззрение людей, привнес человечеству идеи, которые когда-то казались радикальными и революционными, но теперь приняты почти повсеместно.
Например: понятие свободы (подумайте об истории Исхода), концепция мира во всем мире (вспомните о цитате из пророка Йешаяу (2:4) на стене штаб-квартиры ООН «… перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать», ценность каждой человеческой жизни в противоположность дискриминации, право каждого человека на владение собственным имуществом, необходимость обучения каждого ребенка, равные права перед законом для всех, верховенство закона над монархией, социальное обеспечение, гарантированное правительством, терпимость к тем, который не разделяет вашу религию, . . . а так же идея того, что множество добрых поступков, даже небольших, все больше и больше наполняет мир божественным, и мы можем ускорить наступление лучших времен, “по капле наполняя океан”.
Мы воплотили эти идеи в мир не с помощью меча и не угрожая расправой, но только собственным упорством, с которым преодолевали величайшие трудности, являя всем пример, и эти идеи многочисленными ручьями и источниками просачивались в верования других народов до тех пор, пока те не стали признавать их своими. Попробую сказать так: у других народов есть свои четкие географические координаты, место на карте мира.
Мы, еврейский народ, определяемся Торой и ее повествованием о нас: историей наших предков, исходом из Египта, вступлением в Завет со Всевышним, нашим пребыванием в пустыне, поселением в земле Кнаан, затем изгнанием и мучениями и рассеянием по всему миру; бесконечным изучением Торы и своей собственной истории, стремлением стать с Торой единым целым, точно так же, как мы являемся единым целым со своей историей. Итальянец называется итальянцем, потому что как минимум его семья из Италии, а еврей называется евреем, потому что он родился частью этой истории, записанной в Торе (или благодаря обращению в иудаизм).
Мы заявляем о своем праве на эту “территорию”, которой для нас является иудаизм, пересекая ее вдоль и поперек, изучая Тору, вознося ежедневные молитвы Богу, и на этих “просторах” мы узнаем, кто мы на самом деле: древо жизни, которое невозможно спалить даже самыми яростными огнем истории, свет в темноте, который не может быть потушен непрекращающимися и устрашающими штормами перемен — и наша сила в том, что самым прочным в мире узлом мы связаны с нашей божественной миссией.
Так что это мы — и вы один из нас, и куда бы вы ни отправились, где бы ни оказались, вы все равно будете оставаться частью нашей семьи.
Вы можете зайти в любую синагогу или еврейский общинный центр мира и сказать: «Всем привет, знаете, только что выяснилось, что я еврей», — и тотчас будете заключены в объятья, как когда-то потерянный и вновь обретенный брат. Это как раз то, что я предлагаю вам сделать прямо сейчас. Вы можете обратиться к нам за помощью, чтобы найти ближайший к вам общинный центр. Если поблизости нет ничего такого, попробуйте найти ближайшую ортодоксальную еврейскую общину.
Присоединяйтесь к ней и отмечайте наши праздники вместе со всеми, отдыхайте и наслаждайтесь в Шабат трапезой в теплой компании, потому что наши праздники — это и ваши праздники, а наш Шабат — ваш Шабат. Когда вы принимаете решение начать следовать еврейским традициям, это надо делать не резко, а небольшими шагами, один за другим, один за другим. Здесь не подразумевается, что «или все — или ничего». А вот с чего действительно стоит начать — так это с любой из десяти заповедей (не тех, что высечены на Скрижалях Завета), с которых Ребе, рабби Менахем Мендел Шнеерсон, благословенна его память, призывал начать дорогу в иудаизм каждого еврея. И запомните.
Не обязательно все, что станете учить, придется вам по душе, но это не должно мешать идти дальше, расспрашивать преподавателей и все больше продвигаться в изучении Торы. Потому что изучение и обсуждение Торы это то, что в большей степени связало нас, наши судьбы на три с лишним тысячелетия. И именно Тора, которую дал нам Бог, позволяет нам чувствовать себя единым организмом, который вечен.
Возможно, Вам будет интересно узнать Можно ли просить Всевышнего о наказании врагов?