5 сентября 1965 в 4 часа утра на соляном озере Бонневиль, что в штате Юта в Америке, царило оживление. Около огромных желтых шатров выполненных в корпоративном стиле компании Renault сновали люди в белых комбинезонах и желтых кепках. На специальных трибунах разместились представители прессы, телевизионщики и фотографы выбирали себе места получше. Но вот час икс настал, и из одного импровизированного ангара выехала большая, длиной где-то более пяти метров, практически распластанная по земле машина, выкрашенная в традиционный для гоночных болидов из Франции синий цвет. Когда механики расступились к ней подошел Человек в белом шлеме который нес в руках большой деревянный руль.
Он уселся к тесный кокпит, все замерли двигатель автомобиля взвыли по самолетному, еще бы, ведь там стояла турбина мощностью в 270 лошадиных сил. После прогрева синяя птица устремилась, правда при помощи ярко-красного пикапа Ford, к началу старта, двигатель взревел на максимальных оборотах, а это ни много ни мало а 28 тысяч оборотов в минуту, пилот отпустил тормоза и автомобиль быстро разгоняясь полетел вперед. Через несколько минут представители международной организации сообщили прессе, что Renault Etoile Filante ведомый Жаном Хебером проехал всю дистанцию за 308 километров в час, установив тем самым новый рекорд скорости. Но оставим руководство французской фирмы и празднующих событие журналистов и вернемся назад во времени в послевоенную Францию.
В конце сороковых и в начале пятидесятых в Европе велись разработки реактивных двигателей. Джозеф Сидловски организовывает фирму Turbomeca занимается производством турбин для вертолетов Alouette. Дела идут не плохо, но когда Сидловски получает предложение о сотрудничестве с Renault он на седьмом небе. Это же отлично сыграет на его имидж, да и денег глава концерна Пьер Лафауче вроде не жалеет. Партнерство было и правда взаимовыгодным. Концерн ставил перед собой амбициозные планы установки мирового рекорда скорости и Сидловски имея определенный опыт в создании турбин был очень кстати. Сам же хозяин компании Turbomeca получал почти неограниченные финансовые вливания, а значит возможность экспериментировать и творить.
К 1954 году сформировалась команда разработчиков: руководитель группы Фернан Пикар, двигателист Альбер Лори и и инженер испытатель Жан Хебер, последний, как вы уже знаете и приведет автомобиль к победе.
Основой для Etoile Filante послужила трубчатая рама, на которую установили подвеску, трансмиссию и сердце автомобиля, турбину, она кстати как и авиационная работала на керосине. Сам кузов сделали из модного тогда поликарбоната. Изначально пилот должен был быть укрыт колпаком, но потом от этой идеи решили отказаться. Два года работы, методом проб и ошибок, многочисленным продувками в аэродинамической трубе и вот он результат. 22 июня 1956 года автомобиль грузят в закрытый трейлер, отвозят на трассу Monthlery и показывают приглашенным гостям. С этого дня все работы переносятся из лабораторий и цехов на полигон, ведь скоро сентябрь и предстоит перелет в новый свет, именно там Etoile Filante должен побить мировой рекорд.
Вернемся и мы в Бонневиль, на соляное озеро, где продолжается празднование победы. Фрацузам не только удалось войти в историю, но еще и существенно сэкономить на рекламе. В США только начали продавать экспортируемый из Франции Renault Dauphine, так что этот рекорд косвенно способствовал прожам.
Судьба же обоих экземпляров Etoile Filante печальна. После этой победы машины, их сделали две, продолжили работать. На них опробовались тормозные системы, трансмиссии и подвески. Но поскольку работать с турбинами было сложно, то сначала один экземпляр сгорел на полигоне, а затем и второй. Жаль, ведь многие технические решения в последствии использовали на серийных машинах.