Когда вы открываете розничный бизнес, не менее 80% вероятности успеха или провала определит всего три фактора: место, место, еще раз место. Какие есть бизнесхаки в вопросе поиска помещения для нового розничного объекта?
1. Если вы сразу, за первый подход, нашли прямо идеальное помещение и горите желанием в этот же момент подписать договор аренды, пока это великолепное место не увели другие арендаторы - ни в коем случае не подписывайте договор, остановитесь. Затем постарайтесь оперативно посмотреть еще как минимум три других варианта, даже если уверены, что возьмете то, "идеальное". Возможно, после того, как вы увидите другие варианты, ваше мнение поменяется.
2. При этом помните, то, что вам сказали об условиях аренды на встрече и то, что написано в договоре - это могут быть абсолютно разные вещи. Сразу после того, как провели встречу, просите потенциального арендодателя прислать типовой договор и сканы учредительных документов. Если договор подписывает не руководитель вам еще нужно получить доверенность на подписанта. Внимательно прочитайте договор сами и отдайте на проверку юристам (если юриста в штате нет, не пожалейте денег нанять юриста на аутсорсе, это именно тот случай, когда скупой будет платить дважды).
3. Хорошие варианты сдаваемых в аренду помещений можно найти на Авито, Домофонде и Циане, но мониторить надо практически круглосуточно, так как действительно хорошие варианты редко висят больше четырех-пяти часов, а ведь надо еще их отобрать среди предложений похуже.
Второй способ поиска помещения - выбрать предполагаемый район работы и обойти его, смотреть, какие помещения свободны. В обоих случаях разумно выяснить, сколько по времени висит объявление, если долго - надо понять, какие минусы у него есть.
4. Идеально подходящее помещение меньше чем за неделю-две найти нельзя, а бывает так, что и месяца не хватает. Помните, что абсолютно у каждого помещения есть минусы, недостатки и проблемы, вам надо выявить их и понять, как они повлияют на вашу работу до подписания договора аренды, а не после.
5. Один из двух эффективных способов посчитать проходимость около потенциального помещения - поставить пару надежных (!) людей на несколько часов в разные дни недели и в разные временные промежутки и считать, считать, считать. Должно быть в сумме не меньше 20 часов наблюдения. Есть способ похуже, но тоже надежный - взять статистику у потенциального арендодателя и поделить на три.
6. Важно избежать популярной ошибки и проанализировать поток не только количественно, но и качественно. Кто ваши будущие покупатели? Насколько они платежноспособны? И главный вопрос - каков их процент в общем количестве прохожих?
7. Как правило в ТЦ самый посещаемый этаж - первый, на втором месте по посещаемости этаж с фудкортом. Лучше всего (но и существенно дороже) арендовать помещение на одном из этих этажей. Кроме того, обязательно оцените месторасположение ТЦ и наличие в нем якорных арендаторов.
8. Обязательно проанализируйте наличие конкурентов в вашем районе. Если конкурентов много - это, конечно, не очень хорошо, но если конкурентов нет совсем, это, возможно, еще хуже. Тогда надо проводить опросы, тестировать спрос, чтобы понять: магазин вашего формата тут не появился потому, что вы единственный гений, догадавшийся о его необходимости, или, может, этот магазин здесь просто никому не нужен?
9. До любой торговой точки должно быть удобно добираться, и если к вашему магазину нет удобного подъезда, имеется тотальная нехватка парковочных мест, тогда вы сами отсекаете часть своих потенциальных посетителей, учтите это в своем бизнес-плане.
10. Бизнес - это не махание шашкой или громкие заявления, это каждодневная, кропотливая работа, и, регулярно, проверки надзирающих служб, поэтому оценивайте любое помещение исходя из требований пожарной безопасности и санитарных норм.
Левон Миансарян.