Найти тему
Туту

Северная Осетия — Алания: новые герои нартовского эпоса

Проект «Алания. Завет / Кровь нартов» Фёдора Телкова — больше чем фотопроект: это большое исследование культурных и генетических кодов современных жителей Кавказа.

Мы публикуем фотографии и рассказ автора о традициях, жизни в горах, древних сказаниях, осетинском застолье и культе мужественности потомков бесстрашных нартов. 

Впервые я побывал в Северной Осетии в 2016 году — меня пригласили провести мастер-класс на студенческом форуме. Я был так впечатлен атмосферой и наполненностью пространства, что предложил организаторам (Северо-Кавказский филиал Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО») продолжить сотрудничество и сделать совместный проект-исследование. О чем он будет, на тот момент я не понимал, поэтому следующие полтора года стали длинной дорогой к финальной идее. Каждая новая поездка добавляла свежие сюжеты и темы, при этом отбрасывая ложные ветви развития. Но в целом все двигалось системно: от осознания существования особого культа мужественности до поисков его истоков.

Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Осетию, — это прекрасная физическая форма местных мужчин. Каждый занимается здесь каким-то видом единоборств. Быть сильным, выглядеть мужественно, вести себя в соответствии с принятыми на Кавказе нормами здесь считается очень важным.

Осетия на протяжении своей истории переживала несколько сложных периодов, когда само существование народа находилось под угрозой. Такие суровые условия жизни (природные, политические, культурные, религиозные) сформировали особый осетинский характер: тип гордого человека, жизнь которого — перманентная борьба за жизнь и свою свободу.

-2
-3

Исторически сложившийся характер осетин подчеркивает нартовский эпос — народное устное творчество о героических подвигах древних богатырей, которые не склонялись перед небожителями, а существовали на равных с ними. Образ героя впитался в национальное самосознание, и каждый мальчик, мужчина, сознательно или неосознанно, стремится соответствовать ему. Имена нартовских героев, как никогда, популярны сегодня. Пожалуй, самое распространенное мужское имя — Сослан: богатырь, рожденный из «утробы» камня, закаленный небесным кузнецом Курдалагоном в молоке волчицы.

Про эпос я услышал еще во время первой поездки, но значения этому не придал, не оценил тогда его реальной значимости. Эпос как опора проекта появился почти на стадии завершения работы. После прочтения текста стало ясно, насколько фундаментально он вписан в культуру осетин. Быт, религия, ценности, география — все нашло в нем свое отражение.

-4

Нарты — народ воинов, супергероев, которые сражались, мерились силой и хитростью, танцевали, охотились, пировали, любили, страдали, дружили с небожителями и боролись с ними. Многие истории в эпосе начинаются с рождения нарта, затем следуют рассказы о его взрослении, женитьбе, подвигах и заканчиваются его гибелью или старением.

В моих фотографиях то же визуальное повествование о вымышленном герое, которое в фотокниге дополнительно сопровождается цитатами из сказаний. Также мне показалось важным использовать в качестве художественного материала для работы над некоторыми фотографиями фрагменты иллюстраций к эпосу Махарбега Туганова, Азанбека Джанаева, Мурата Джикаева. Эти рисунки — неотъемлемая часть визуализации эпоса.

-5
-6

Герои моего проекта — это своеобразные «новые нарты». Особое место в проекте заняли спортсмены, представители различных видов единоборств. Своих героев я находил в самых разных местах.

В одну из заключительных поездок, когда я уже намеренно начал выстраивать связи с эпосом, мне захотелось найти человека с татуировками сюжетов сказаний. Я облазил все аккаунты тату-салонов Владикавказа, созванивался с татуировщиками. В итоге нашел человека, у которого есть татуировка, где нарт Батрадз летит на огромной стреле на крепость Хиза. Мы встретились с героем, пили кофе, я рассказал ему о целях и сути проекта, и он разрешил сделать фотографию.

-7

А однажды знакомая девушка рассказала, что мимо окон дома культуры, где она работает, в парк каждый день ходит боксер с кувалдой наперевес. Я попросил нас познакомить. Оказалось, это известный спортсмен, и он тренируется в заброшенном парке. В качестве одного из упражнений он срубает кувалдой сухие деревья. Одно дерево он может повалить за 30 минут.

Работа над проектом длилась полтора года и состояла из экспедиций по республике, интервью и общения с местными жителями. В то же время я задался целью осмотреть все ущелья Северной Осетии. Ущелья очень сильно отличаются друг от друга природой, сохранившимися памятниками, селами и образом жизни в них. 

-8
-9

Мы побывали в Кармадонском ущелье, где сошел ледник Колка, печально известный гибелью съемочной группы Сергея Бодрова и множества местных жителей. Вообще это ущелье — самое близкое к Владикавказу, и до схода ледника оно было популярным местом отдыха, считалось самым красивым, тут были базы отдыха. Трагедия произошла в 2002 году. Понемногу жизнь в ущелье восстанавливается, но последствия ликвидируют до сих пор.

-10

Многие жители горных районов уезжают, особенно во Владикавказ. Это связано с поиском работы, учебой студентов и сложностью жизни в горах. Климат здесь очень суровый, погода может меняться несколько раз за сутки от ливня до палящего солнца. Есть такие места, где ветер полдня дует в одну сторону, а потом полдня в противоположную.

Солнце в горах из-за тонкого озонового слоя очень жгучее, кожа быстро сгорает, при этом ночью может быть крайне холодно. Газ в горах роскошь. Люди, если не работают на каких-либо предприятиях, занимаются скотоводством, земледелием, охотой, пчеловодством; часть жителей заняты в туристической сфере. Из-за сложности рельефа, климата, почвы сельские работы требуют огромных усилий.

-11
-12
-13
-14
-15
-16

В горах сильнее сохранились устои традиционного общества, местные жители очень религиозны. О традиционной религии осетин невозможно рассказать в двух словах. Возвращаясь к эпосу — религиозные сферы жизни нартов и сегодняшних осетин невероятно близки.

Самая заметная часть религии — застолье-молитва — Кувд. Вопреки представлениям о «кавказском застолье», осетинское — это строго выстроенное, жестко иерархичное мероприятие, имеющее четкий сценарий. Во главе стола всегда есть старший, который контролирует все действия собравшихся: он произносит тосты-молитвы, распределяет ритуальные блюда, передает право говорить за столом. 

-17

За столом вы увидите, насколько сильно младшие почитают старших и насколько ценны сами дети. Кроме религиозного смысла, такое застолье несет еще и педагогическую, образовательную функцию — дети слушают, что говорят взрослые, впитывая культуру и национальную память. Во время застолья считается крайне неприличным напиваться (хоть на столе и есть выпивка) и объедаться. Помещения для таких застолий-молитв (Хадзар) есть почти в каждом дворе, даже в многоэтажных спальных районах.

Качество продуктов в Осетии гораздо выше, чем, например, в Екатеринбурге. Покупать готовую еду можно практически в любом месте, не беспокоясь, — она будет вкусная и безопасная. Продукты на рынке — это отдельная тема: они свежее, да и выбор гораздо интереснее; много местных товаров, а также товаров из Грузии.

-18
-19

Самое популярное блюдо — конечно, осетинские пироги с разной начинкой. Мне больше всего понравились с сырной, еще очень интересный вариант — с сыром и ботвой свеклы. Правда, через несколько дней поездки хочется съесть чего-то легкого — супчик или салатик, а вот таких мест не так много.

Однажды я приехал во время праздника Джеоргуыба — это один из самых главных праздников в Осетии. Торжество посвящено главному святому осетин, покровителю мужчин и путников, врагу преступников и воров — Уастырджи. В праздник принято приносить в жертву домашний скот, а главным украшением стола считается вареная голова животного. В общем, неделя на мясе и порой неожиданных частях животных далась непросто.

Осетия, да и вообще российская часть Кавказа, как мне кажется, недооценена современными туристами. Это направление, где можно получить огромное удовольствие от погружения в другую культуру, оказаться среди фантастической природы. Да, конечно, в большинстве своем это, что называется «дикий» туризм, не для любителей отдыхать в гостинице, но оно того стоит. Если говорить о Северной Осетии, то базой для туриста может стать, например, Владикавказ со своими гостиницами, кафе и архитектурой старого города. Оттуда можно отправиться на сплав по горным рекам, в горные села с их древними архитектурными сооружениями и памятниками, любоваться природой, лазить по горам и кататься на лыжах.

Автор фотографий Фёдор Телков

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать интересные тексты чаще